Понятие стоимости в модели свободных рыночных отношений
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Понятие стоимости в модели свободных рыночных отношений
Страница 2

Таким образом, стоимость труда отдельного работника будет варьировать вокруг условной единицы.

Далее отметим, что существует теоретическая возможность /что мы намерены показать в теории воспроизводства/ точного определения стоимости товара определенного вида через сумму стоимостей различных видов труда, который должен быть затрачен на его воспроизводство. Будем в дальнейшем называть определенную таким образом стоимость произведенной стоимостью, в отличие от рыночной стоимости - денежных средств /в относительном измерении/, которые действительно были выложены покупателями за товар определенного вида в течении времени, равном времени его производства /то есть независимо от натурального объема!/.

Согласно предыдущему, вся сумма денег, затраченных в единицу времени, соответствует "абсолютной единице", а средняя стоимость товара, определенная, как отношение общих денежных затрат к числу всех видов проданных товаров, может быть сопоставлена со "средней товарной" единицей. При этом стоимость всего объема товара определенного вида, проданного в единицу времени, определим, аналогично предыдущему, в отношении к "средней товарной" единице.

В отличие от стоимости, ценой мы будем называть сумму денег, подлежащую выплате за единицу проданного товара определенного вида.

По определению цена есть частное от деления стоимости товара на количество товара, выраженное в натуральных измерителях.

Из этих определений должно быть ясно, что цена товара вовсе не коррелирует со стоимостью того же товара. Действительно, если сравнить динамику стоимостей и динамику цен на один и тот же товар, то при увеличении стоимости товара, его цена может или возрасти (если стоимость возросла за счет роста цены), или остаться неизменной и даже стать меньше (если стоимость возросла за счет большего количества проданного товара) и т.д.

Кроме того, ясно, что товары различного вида нельзя сравнивать по их ценам, ибо нет способа привести их к единому натуральному измерителю. Поясним сказанное примерами.

Можно сравнивать цены на тракторы одного назначения и класса, но отличающиеся одним единственным параметром - мощностью. Но нельзя сравнивать стоимость одного трактора со стоимостью кубометра масла. Ведь сразу возникает вопрос:

"Почему мы сравниваем трактор с одним, а не с двумя кубометрами масла?" Но вполне однозначным, а следовательно корректным, будет сравнение стоимостей всех тракторов и всего объема масла, проданных за один и тот же период.

Далее, должно существовать два взгляда на структуру товарных наборов - структура общерыночная, о которой мы уже говорили, и структура частнопотребительская (индивидуальная, заводская, отраслевая и

др.).

Речь идет о том, что если на рынке в целом были куплены разные товары в количествах А, Б, В, Г ., то один покупатель приобрел 0.3А и 0.6Б, тогда как другой приобрел 0.7А, 0.2В и 0.4Г и пр.

С другой стороны, потребителю все равно, в каком соотношении он заплатит за товары разного вида, если цены на них фиксированы и "корзина" приобретенных товаров его устраивает, но совсем иное дело, если цены свободны.

В последнем случае цены определяются конкуренцией покупателей.

Теперь покажем, как введенное нами понятие стоимости, связано с иными характеристиками товара, прежде всего, с понятием приоритета.

Приоритетность товара характеризуется уровнем номенклатурно-относительной и индивидуально-абсолютной потребности в товаре, насыщенностью рынка этим товаром, его ликвидностью, или способностью заменить один товар другим, пределом физиологической потребности в данном продукте, модой, полезностными свойствами, престижностью, коэффициентом рекурсии, или повторяемостью покупок товара особого вида /для наркотических веществ и алкоголя/ и т.п. Все эти явления, поясняющие природу рыночной приоритетности, находятся на элементном уровне рассмотрения. Напротив, взятая на функционально-интегрированном уровне, приоритетность товара отдельного вида вполне может быть определена через его рыночную стоимость, если конечно, отвлечься от временных характеристик продажи товара.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...