Парадоксальность человеческой субъективности: бытие сразу и в качестве субъекта для мира и в качестве объекта в мире
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию в вопрошании, идущем от предданного жизненного мира / Парадоксальность человеческой субъективности: бытие сразу и в качестве субъекта для мира и в качестве объекта в мире
Страница 2

Субъектный состав мира, так сказать, поглощает весь мир и с ним самого себя. Какая бессмыслица! Или это все же допускающая осмысленное решение и даже необходимая парадоксальность, необходимо возникающая из постоянного напряжения между властью само собой разумеющейся естественной объективной установки (властью common sense) и противополагаемой ей установкой «незаинтересованного наблюдателя»? Правда, эту последнюю крайне трудно провести радикально, потому что она всегда может быть неправильно понята. К тому же, только благодаря осуществлению эпохе феноменолог еще отнюдь не получает в свое распоряжение горизонт новых возможных и само собой разумеющихся замыслов; перед ним не сразу расстилается трансцендентальное рабочее поле, заранее сформированное в некой само собой разумеющейся типике. Мир есть единственный универсум само собой разумеющегося, которое дано заранее. Феноменолог с самого начала живет в парадоксальных обстоятельствах, на само собой разумеющееся ему приходится смотреть как на спорное, как на загадочное, и впредь у него не может появиться никакой другой научной темы, кроме этой: добиться того, чтобы бытие мира (которое для него составляет величайшую из всех загадок) перестало всюду разуметься само собой и достигло, наконец, подлинного уразумения. Неразрешимость только что развернутой парадоксальности означала бы, что действительно универсальное и радикальное эпохе вообще не может быть проведено, как и планируемая в строгой привязке к нему наука. Если бы наша незаинтересованность и наше эпохе были всего лишь незаинтересованностью и эпохе психолога, которые никому не кажутся странными, поскольку движутся на почве мира, тогда то, что было действительно достигнуто в наших очевидностях, свелось бы к существенным усмотрениям объективной психологии, хотя и нового стиля. Но можем ли мы успокоиться на этом, можем ли мы удовольствоваться всего лишь констатацией того факта, что люди суть субъекты для мира (который в меру осознанности есть для них их мир) и в то же время объекты в этом мире? Можем ли мы, как ученые, успокоиться на том, что Бог создал мир и человека в нем, что он одарил его сознанием, разумом, т. е. способностью к познанию, в том числе и к высшему научному познанию? В наивности, которая свойственна существу позитивной религии, это может быть несомненной истиной и всегда оставаться таковой, даже если для философа дело не может ограничиться этой наивностью. Загадка творения и загадка самого Бога есть сущностная составная часть позитивной религии. Для философа же в них и в сопряжении словосочетаний «субъективность в мире как объект» и «субъективность для мира как субъект сознания» заключен необходимый теоретический вопрос: как это возможно. Ведь, помещая нас в установку над субъектно-объектной корреляцией, так же принадлежащей к миру, и тем самым в установку на трансцендентальную субъект-объектную корреляцию, эпохе ведет нас к самоосмыслению и к познанию того, что мир, который есть для нас, по своему бытию и так-бытию есть наш мир, что он целиком и полностью черпает свой бытийный смысл из нашей интенциональной жизни, из ее свершений с их априорной типикой, которая может быть обнаружена — обнаружена, а не сконструирована на основе тех или иных аргументов и не измышлена мифическим мышлением.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...