Многообразие свойств пространства и времени
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Многообразие свойств пространства и времени / Многообразие свойств пространства и времени

Тезис о конвенциональном характере физической геометрии в первую очередь есть утверждение, относящееся к структурным свойствам физического пространства и времени.

Адольф Грюнбаум

Наши представления о пространстве и времени историчны, они изменяются по мере развития познания природы. Следует отдавать себе отчет в том, какой путь пришлось пройти естествознанию, чтобы, например, отказаться от анизотропного пространства и естественности замкнутых траекторий (Аристотель) в пользу изотропности и бесконечности пространства (Ньютон), а затем, уже на новом витке «спирали» познания, вновь ввести представления об искривленности пространства, возможности замкнутой (конечной, но безграничной) Вселенной, естественности финитной траектории (Эйнштейн). Так же не закончена дискуссия об абсолютности и релятивности пространства, о том, являются ли пространство и время «формой» или «условием» существования материи1. Открытыми остаются проблемы дискретности и непрерывности пространства и времени, существования «фундаментальной длины», проблема теоретического обоснования мерности пространства и времени, проблема природы необратимости реальных процессов во времени, асимметрии прошлого и будущего и т. д. Эти проблемы, являясь философскими, в то же время тесно связаны с конкретными науками. Ответы на них важны, в первую очередь, для методологии и логики построения новых научных теорий, объединяющих на новой основе существующие частные, объясняющих и описывающих на единой основе более широкий круг явлений.

Исследование проблемы сущности пространства и времени в европейской научной традиции схематично можно представить как развитие ряда взаимно противоположных концептуальных направлений. Условно их можно обозначить как попытки обоснования объективности или субъективности пространства и времени, их абсолютности (субстанциональности) или реляционности. В рамках этих направлений известны примеры различных решений ряда менее фундаментальных проблем: локальности (или универсальности) пространства и времени, динамичности (или статичности) времени, симметрии пространства и времени, их размерности, прерывности (или непрерывности), конечности (или бесконечности) и др.

Представления о пространстве и времени имеют много общего, поскольку эти понятия выражают основные аспекты существования реальности. В то же время они имеют и свою специфику, основанную, в частности, на том, что пространственный аспект реальности как бы более непосредственно актуализирован и психологически очевиден. Хотя это различие не имеет принципиального характера, оно приводит к тому, что исследование проблемы времени предоставляет гораздо более широкий простор для воображения. Отсюда и то огромное количество вариантов объяснения природы времени, которое как будто противоречит предположению об универсальности времени и даже о его объективности.

Ниже мы представим краткий экскурс по основным, на наш взгляд, из вышеозначенных проблем, для того чтобы сформировать у читателя адекватное представление об исследуемой проблематике, показать, в чем суть философских вопросов научных представлений о пространстве и времени, в чем суть методологических проблем познания физической реальности, возникающих в связи с необходимостью применения в науке концептуальных пространства и времени.

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...