Весьма поверхностный взгляд на СТО действительно может привести нас к антиреализму Бора. Здесь, как правило, намекают на то, что теория Эйнштейна говорит, что все в этом мире относительно, т. е. нет универсалий, нет единственного истинного взгляда на вещи и т. д.; то, как мы смотрим на вещи, всегда относительно наблюдателя, взгляд одного может существенно отличаться от взглядов другого, и нет никакой возможности утверждать, что один из них ошибочен. Все, о чем можно говорить, - это субъективные представления, а они относительны.
Конечно, считать, что теория Эйнштейна утверждает, что все относительно, - это значит весьма далеко отойти от того смысла, который заложил в нее Эйнштейн. СТО в буквальном смысле «построена» на универсалиях. К концептуальным основаниям теории относятся абсолютность (инвариантный характер) законов физики и скорости света. Собственно говоря, СТО - это теория об абсолютных и универсальных характеристиках нашего мира, относительные характеристики (длина объекта, время в данной системе отсчета и т. д.) не играют в ее рамках решающей роли. Например, электрический заряд и пространственно-временной интервал -это инварианты, т. е. сохраняются во всех инерциальных системах отсчета, а длина объекта инвариантом не является.
Демонстрация того, что ряд свойств являются относительными (длина и время), еще ничего не говорит об относительности всех свойств. Более того, являются ли анализируемые свойства относительными по отношению к нам, наблюдателю, или нет? Другими словами, является ли знание об относительности длины или времени субъективным, в том смысле, как это подразумевает Бор? На наш взгляд, нет. В соответствии с СТО, например, феномен сокращения длины никак не связан с тем, является ли он предметом чьего-либо наблюдения или результатом вмешательства или взаимодействия наблюдателя с процессом (как аналогичное явление можно интерпретировать в рамках квантовой механики). Относительные характеристики всегда относительны по отношению к заданной инерци-альной системе отсчета, а не по отношению к наблюдателю или акту наблюдения, они относительны по отношению к состоянию движения.
Эффект сокращения длины не является следствием акта измерения длины. Данное обстоятельство существенно отличает интерпретацию этого явления от интерпретации, например, изменения температуры в комнате, оценка последнего существенно зависит от состояния наблюдателя. Время жизни мюонов «растягивается» при движении с большими скоростями; описание того, как долго они существуют, как быстро движутся и какой за это время проходят путь, - это описание того, что в действительности происходит в природе, например в том случае, когда на землю обрушиваются космические лучи3.
Вне всякого сомнения, хороший пример демонстрации объективности СТО - это ее использование для проектирования электронного микроскопа или ускорителя и способность манипулирования с объектами, которые в них изучаются [Хакинг, 1998]. Например, линейный ускоритель в Стэн-форде или ускоритель в Институте ядерной физики в Новосибирске разгоняет электроны практически до скорости света. При таких скоростях релятивистские эффекты достаточно значительны и обязательно учитываются. Такие характеристики, как длина, время или масса, определяются исключительно относительно выбранной системы отсчета4. Можно даже рассматривать их как двухместные отношения, состоящие из самой характеристики (длина 10 м) и указания соответствующей системы отсчета. В данном случае мы утверждаем относительность не того, как мы «смотрим» на вещи, а того, каковы вещи в действительности. Вещи имеют длину или данные события являются одновременными только по отношению к данной системе отсчета5.
Вернемся к Бору и к тому, что физика касается вопроса, «что мы можем сказать о природе?». В рамках СТО мы скорее говорим о том, чего не можем сказать о природе: длина или одновременность не являются абсолютными свойствами, мы не можем сказать, что скорость света относительна. Мы не можем принять обратное, поскольку это приведет к несвязности нашей теории и нарушению ее целостности. Мы не можем утверждать, что скорость света относительна, так как это не верно. Мы не просто что-то «можем сказать о природе», мы обязаны утверждать это.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...