Все это верно только в том случае, если мы игнорируем следующий вопрос: как мы можем убедить себя в том, что теория относительности истинна? Мы можем спросить себя: возможно, более широкий взгляд, вовлекающий в анализ не только содержание теории, но и ее обоснование, является достаточным основанием, чтобы выдвинуть утверждение относительно пределов физики, аналогичное утверждению Бора? Данный вопрос особенно важен для анализа ОТО, поскольку описание реальности в ее рамках является более фундаментальным, чем в рамках СТО. СТО характеризует свойства, которые можно непосредственно наблюдать и измерять, такие как длина автомобиля или время, за которое жук-короед съедает полтонны коры. В свою очередь, ОТО описывает свойства, которые мы не можем непосредственно наблюдать, например кривизну пространства-времени. Переход к более абстрактным сущностям или объектам накладывает существенные ограничения на эпистемологическую стратегию обоснования знания о них. Краткое описание и история развития японских автомобилей Хонда Цивик hondabook.ru/Civic
Почему теория истинна?
Обратимся к вопросу о достоверности взаимосвязи между свидетельствами в пользу теории и дескриптивной моделью реальности, которую она предлагает. Начнем наш анализ с СТО, поскольку он меньше всего сопряжен с очевидными эпистемологическими трудностями.
В контексте современной науки СТО, без всякого сомнения, является прекрасно подкрепленной теорией: проведено огромное количество экспериментов, которые так или иначе свидетельствуют в ее пользу. Примеры с ускорителем или электронным микроскопом, с долгоживущими элементарными частицами и пр. только одни из многих. СТО не только делает успешные предсказания (предсказание ранее не наблюдавшихся или объяснение ранее не объясненных явлений, которые подтверждаются эмпирически), но и активно используется в приложениях, которые находят практическое применение (ускорители), и во взаимосвязи с другими физическими теориями (релятивистская квантовая механика). Можно утверждать, что СТО давно перешла грань анализа «интересных только ей» явлений и является неотъемлемой частью современного описания природы.
В любом случае, если мы согласны с тем, что научная теория обосновывается эмпирическими данными, то СТО обоснована. Данное обстоятельство, конечно, не может играть особой роли в аргументации против позиции антиреалистов, таких как Б. ван Фраассен [Fraassen van, 1980], согласных с тем, что теория подтверждается эмпирическими данными. Однако основной вопрос, который рассматривается здесь, - это не вопрос об обосновании теорий, а вопрос о том, что физика (теория относительности) сама по себе может утверждать относительно нашей способности знать что-то о природе. Антиреализм утверждает, что в общем случае не существует достоверного вывода от явления к реальности, скрывающейся за ним: нет убедительных причин перейти от заключения, что вещи именно таковы в соответствии с тем, что данная теория истинна, к заключению, что теория действительно истинна; нет достоверности в полном обосновании теории, - убеждение, что теория является истинной, может обернуться лишь слепой верой в это.
На наш взгляд, все-таки имеется одна возможность, говоря об истинности теории, избежать, с одной стороны, абсолютной достоверности, а с другой - слепой веры. Скорее нужно говорить о степени обоснованности истины в том же смысле, в каком мы говорим, что более уверены в том, что завтра Солнце снова взойдет на востоке, чем в том, что в ядре Солнца водород вступает в реакцию нуклеосинтеза и образует гелий. Ни одно из приведенных убеждений не является в полном смысле слова достоверным, и ни одно из них не является слепой верой: различие между ними в степени обоснованности. В данном случае нас интересует исключительно степень обоснованности теории относительности и других научных теорий, а не всей системы обыденных убеждений, которые мы легко можем дифференцировать от слепой веры.
Можно указать одно противоречие, в принципе преодолимое, которое угрожает скептической позиции в отношении степени обоснованности научных теорий. Если существует некоторое эпистемическое препятствие, такое что, например, мы не можем достоверно узнать природу реальности в том виде, как ее описывает СТО, то оно не дает нам знать, что реальность на самом деле не такая, как ее описывает СТО. Требование, что СТО не относится к реальности «как таковой», исключает основные скептические доводы, которые оно должно было бы поддерживать. Таким образом, действительно прочная скептическая позиция -это, по-видимому, только агностицизм. Если действительно существует предел нашему знанию и то, «какова реальность в действительности», находится за ним, то у нас нет оснований утверждать, что теория относительности описывает ту реальность, «которую мы наблюдаем», так же как и нет оснований утверждать обратное. Напомним, что СТО заставляет нас делать определенные предположения в отношении реальности. Почему мы должны считать скорость света абсолютной величиной? По-видимому, потому, что она действительно абсолютна и инвариантна. Данное утверждение и есть искомая связь между явлением и реальностью, искомая степень обоснованности теории.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
...
Две особенности русского марксизма
...
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...