Таким образом, подводя итог нашему краткому экскурсу в проблему относительности и реализма, можно подчеркнуть, что теории относительности «есть что сказать» о пределах объективности знания, а эпистемологии «есть что сказать» об эпистемических аспектах содержания теории относительности. Теория относительности не подкрепляет утверждение Бора о том, что физика в общем не описывает и не может описать природу такой, «какая она есть на самом деле». Релятивистская модель мира не предполагает, что наше знание о мире ограничено тем, «как он нам открывается (как он нам дан в ощущениях)». В то же время теория относительности является примером возможности объективного знания. СТО демонстрирует необходимость привязки наблюдателя к одной (собственной) системе отсчета и одновременно свободу выбора систем отсчета. Кроме того, СТО показывает, что эффекты в одной системе отсчета полностью определяются измерениями, но, однажды выбрав систему отсчета, мы полностью определяем все свойства; объективные характеристики и характеристики измеряемые устанавливаются «природой вещей». Таким образом, СТО удается продемонстрировать и субъективный, и природный аспекты в описании природы. Из анализа ОТО следует тот же результат: сама ОТО служит для того, чтобы указывать на элемент кон-венциональности таким образом, что мы уже знаем, какая часть описания относится к реальности.
Итак, закончив таким образом краткий анализ основных проблем, связанных с трудностями реалистской интерпретации СТО и ОТО, мы можем перейти к заключительному параграфу данной собственно философской главы нашего пособия, где вновь подчеркнем основные, на наш взгляд, определяющие моменты проблемы соотношения концептуальной модели и реальности.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...