6. "Синтетическая философия" анархо-коммунизма П. А. Кропоткина
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 6. "Синтетическая философия" анархо-коммунизма П. А. Кропоткина
Страница 1

Петр Алексеевич Кропоткин (1842- 1921) родился в Москве в родовитой княжеской семье. В 1862 г. окончил привилегированный кадетский (Пажеский) корпус. Пять лет (1862-1867) служил сотником амурского казачьего войска и чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Уйдя в отставку, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, стал членом-сотрудником Русского географического общества, затем секретарем его отделения физической географии. Пребывая в 1872 г. в Швейцарии, вошел в контакт с Юрской федерацией I Интернационала, находившейся под влиянием Бакунина, стал убежденным анархо-коммунистом. По возвращении в Россию включился в революционную деятельность в кружке "чайковцев". В 1874 г. был арестован, просидел два года в Петропавловской крепости. В 1876 г. бежал из тюрьмы и уехал за границу, где жил до лета 1917г., когда вернулся на родину.

После Бакунина Кропоткин - крупнейший деятель и теоретик западноевропейского анархизма (все его основные труды по истории, теории и практике анархизма вышли сначала на французском и английском языках). В России труды Кропоткина также пользовались широкой известностью, оказав большое влияние на русское народничество последней трети XIX в., на неонароднические течения и русский анархизм начала XX столетия.

Хотя Кропоткину принадлежит ряд специальных работ по естественно-научным проблемам (об орографии Восточной Сибири, о ледниковом периоде, геологии азиатского материка и др.), "чистым ученым", сциентистом-объективистом он никогда не был. Некоторые взятые вне общего контекста высказывания позднего Кропоткина могут вводить в заблуждение: когда, например, он писал, что анархизм должен быть построен теми же методами, какие применяются в естественных науках, что личная и общественная жизнь человека - такое же явление природы, как рост цветка или развитие общественной жизни у муравьев. Такого рода высказывания могут послужить основанием для вывода, что перед нами натуралист, распространяющий на общественную жизнь, причем прямолинейно, приемы и методы естествознания. Но это не так. Его мировоззрение - это мировоззрение прежде всего общественного деятеля, вождя целого политического направления и по определению не может быть сциентистским, строиться преимущественно на естественнонаучных основаниях. Наоборот, с ранней молодости, когда, казалось, Кропоткин был еще далек от своего будущего анархо-коммунизма, в его миросозерцании базовыми стали ценностные, этические установки, которые не только пронизывали его формировавшиеся социально-политические и социологические взгляды, но окрашивали его тогдашние натурфилософские и естественно-научные представления. Как и у всех русских шестидесятников, составные части его мировоззрения в конечном счете покоились на принципе антропоцентризма, хотя это был антропоцентризм, включавший в себя идею не только "великого целого "Я", но и идею определения "Я" через некоторое "Ты".

Социальная и политическая философия. В социальной философии Кропоткин не ждал перестройки общества от высшей силы; ему казалось, что свой идеал он заимствует из природы, хотя на самом деле рассматривал явления природы в соответствии со своими ценностными установками. В самом общем виде его идеал сводился к идее наибольшего счастья наибольшего числа людей, мысли о том, что благосостояние ни народа, ни одного класса не может быть основано на угнетении других классов, наций или рас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Две особенности русского марксизма
...