2. Санкт-Петербургская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 2. Санкт-Петербургская духовная академия
Страница 1

Первое официальное открытие духовной академии произошло в столице Российской империи на основании Устава 1809 г. Сначала философские дисциплины в академии преподавались по учебникам Бруккера, Винклера и Карпе - приверженцев лейбнице-вольфианской метафизики. Первым преподавателем философии был иеромонах Евгений (Казанцев). В 1810 г. были приглашены немецкие профессора И. Фесслер и И. фон Хорн. С 1814 г. философия преподавалась И. Я. Вертинским (1814-1826), Т. Ф. Никольским, И. М. Певницким, А. Красносельским (1826-1829), Д. С. Вершинским (1830-1835). Из слушателей академии вышли будущие наставники философских дисциплин в других духовных академиях. Тем самым академия стала своеобразным очагом русской духовной философии.

Первым оригинальным философом в академии был Федор Федорович Сидонский (1805-1873). Он закончил Тверскую семинарию и свое богословское образование дополнил самостоятельным изучением немецкой философии. В основном своем философском труде "Введение в науку философии" (1833) Сидонский усматривал задачу философского знания в том, чтобы обосновать "учебное (т. е. научное) решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и проведенное до определения законов, по каким должна направляться наша человеческая деятельность".

Сидонский считал философию своеобразной эмпирической метафизикой и полагал необходимым выявить ее соотношение с "положительным" знанием, религией и наукой. В "Введении в науку философии" различались две направленности в философских исканиях: "выспренность" и "самостоятельность". Термин "выспренность" у Сидонского соотносим с немецким термином "трансцендентальность" и означал "отрешенность от предметного", "образ бытия всего сущего", "внутреннюю жизнь всего бытного", не постигаемого опытным познанием. "Самостоятельность" понималась как свобода от авторитета, так как встреча истинной философии с истинной религией должна быть естественно-свободной. "Именно живое боговедение как непреоборимое убеждение, как естественное стремление разумного чувства в человечестве дает верную опору философии".

Вопрос о делении философии Сидонский решал в духе античных стоиков, считая ее состоящей из логики, физики и этики. При этом логика, в свою очередь, включает собственно логику (проблемы природы самого мышления), гносеологию (предметное значение знаний) и идеологию (высшие философские понятия).

Особое место в творчестве Сидонского занимала философская антропология. Он издал перевод книги Г. Шульце "Психологическая антропология" (1834). Философская антропология понималась им как своеобразная пропедевтика (подготовительная дисциплина) философии.

В 1835 г. Академия наук присуждает Си-донскому за "Введение в науку философии" Демидовскую премию. В этом же году он покидает академию. Дальнейшее его научное творчество было связано с университетом и другими научными сообществами. Петербургский университет удостоил его звания почетного доктора философии, он работал здесь на кафедре философии (1865-1873) и богословия (1873).

Преемником Сидонского на кафедре философии академии стал Василий Николаевич Карпов (1798-1867). Богословско-философское образование он получил сначала в Воронежской семинарии, затем в Киевской духовной академии. В 1833 г. Карпов был приглашен в академию в Петербурге и через несколько лет занял здесь кафедру философии Помимо общего курса философии, он читал историю философии, логику, психологию и послекантовскую философию.

Карпов был приверженцем христианизированного платонизма, осуществил первый научный перевод всех диалогов Платона, считая платонизм наиболее близким к христианству философским учением. В его миросозерцании воедино слились платонизм и свято-отческое наследие. Среди немецких философских влияний можно отметить сочинения В. Круга, К. Л. Рейнгольда и самого Канта. Последнему Карпов посвятил специальную работу "Философский рационализм новейшего времени" (1860).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...