2. Санкт-Петербургская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 2. Санкт-Петербургская духовная академия
Страница 3

Лекции по метафизике, логике, психологии в академии в 1882-1887 гг. читал Николай Григорьевич Дебольский (1842-1918). Он родился в семье богослова, магистра той же академии. Хотя у Дебольского сложилась репутация гегельянца, о чем свидетельствуют его работы "О диалектическом методе" (1872), "Логика Гегеля в ее историческом основании" (1912), а также перевод "Науки логики" Гегеля, его философские взгляды были в большей мере обращены к Канту. В своем основном труде "Философия феноменального формализма" (1892- 1895) он проводил различие между божественным и абсолютным духом, который познает объекты в себе, и человеческим разумом, который приобщается лишь к формальной стороне абсолютного духа и обретает способность к постижению внешних явлений, т. е. к феноменальному познанию. Он полагал, что философия в зависимости от решения вопроса о познаваемости первопричины всего бывает или эмпирической, или метаэмпирической. В последнем случае, по Дебольскому, возможен или метафизический реализм (первую причину характеризуют признаками, взятыми из содержания нашего знания), или формализм (когда руководствуются одними логическими формами). Именно учение Канта, считал он, переместило центр тяжести философии из области вещей в область законов и форм их познания и поэтому воздерживалось от заключения о первопричине. Отсюда основную заслугу Канта Дебольский усматривал в решительном отказе от опытно-психологического пути в исследовании человеческого познания и выборе метафизического пути трансцендентальной дедукции, что, по его мнению, давало возможность для одновременного преодоления догматизма и эмпиризма. Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. Спб., 1833.С. 24. Там же. С. 288. Карпов В. Н. Введение в философию. Спб., 1840. С. 183. См.: Каринский М. И. Критический обзор последнего периода германской философии Спб. , 1873. С. 323.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...