2. Санкт-Петербургская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 2. Санкт-Петербургская духовная академия
Страница 2

В "Введении в философию" (1840) Карпов предпринял попытку построения системы так называемого философского синтетизма, в котором знание и бытие, идеальное и реальное рассматривались в коренном и нераздельном их существовании, а не выводились одно из другого. Основанием философии является, по Карпову, сознание как факт внутреннего опыта, непосредственно известный, сам по себе ясный и всеобщий. Сознание, понимаемое конкретно, как нечто реально существующее, есть единственное начало всего, что человек мыслит, чувствует и к чему стремится. Таким образом, по мнению Карпова, в духе платонизма можно избежать односторонности в особой области метафизических исследований - психологии. Психологизм Карпова был связан с логицизмом онтологического характера (Систематическое изложение логики. Спб., 1856).

Большое влияние на Карпова, вероятно, оказало философское учение Г. С. Сковороды о трех мирах и двух натурах. Мир понимался им трояко: как чувственный, метафизический и абсолютный (абсолютное бытие). Соответственно и человек может входить в мир трояким образом: через внешние ощущения, через идеи, через духовное созерцание, связывающее его с Божеством. Лишь при наличии этой троякой гармонии в душе человека "все сложится в одну беспредельную космораму, сольется в один аккорд, в одну священную песнь Всевышнему". В основании системы философского синтетизма Карпова лежал "закон гармонического бытия вселенной". Показательно также совпадение мыслей Карпова и Сковороды о необходимости построения русской философии, которая, как правило, находилась в зависимости от условий народно-общественной жизни (православия и "единодержавия"). Общей задачей русской философии признается определение места, значения и отношений человека в мире, поскольку человек, сам в себе всегда одинаковый, в развитии охарактеризован Карповым как тип истинно русской жизни. Отсюда делался вывод, что высшей задачей философии является прояснение человеку его обязанностей по отношению к религии и отечеству. В своей академически-корпоративной среде Карпов всегда считался идеально настроенным "христианским философом".

В конце 40 - начале 50-х гг. произошли программные изменения в преподавании" философских наук. В академии к преподаванию систематических философских курсов общего характера были добавлены более частные курсы по логике, опытной психологии, нравственной философии. Последние годы жизни Карпов сосредоточился на преподавании логики, психологии и истории философии. В 1843-1853 гг. курс систематической философии читался уже А. А. Фишером, затем И. А. Чистовичем, А. Е. Светилиным.

В 1869 г. состоялось преобразование духовно-учебных заведений России на основании нового Устава. В учебный процесс помимо логики и психологии были введены педагогика и метафизика.

Первым преподавателем кафедры метафизики стал Михаил Иванович Каринский (1840-1917). Образование он получил в духовном училище, семинарии и Московской духовной академии. В 1869 г. был приглашен в Петербург, а в 1871-1872 гг. был отправлен в научную командировку в Германию, где слушал лекции Р. Г. Лотце по логике. По возвращении Каринский опубликовал книгу "Критический обзор последнего периода германской философии" (1873). Анализ состояния метафизики в Германии начинался с раздела "Кантова "Критика чистого разума" в ее отношении к последнему периоду германской философии". Автор исходил из того, что философское учение Канта является тем исходным пунктом, из которого можно "выследить" развитие всех последующих философских направлений и уяснить их смысл и значение. Оригинальность Каринского как историка философии выразилась в выделении трех направлений: 1) "фихте-гегелевского направления" с включением в него шеллингианства, философских систем Тренделенбурга, Лотце, Гербарта; 2) "шопенгауэровского направления" с включением в него Э. фон Гартмана и 3) критической философии. Первые два из этих направлений, делал вывод Каринский, пытались найти путь к познанию истинной реальности, не отрицая результатов критической философии, предполагая их и опираясь на них; ни одно из мировоззрений, развивавшихся внутри этих направлений, не имеет надлежащей прочности. Каринский был убежден, что и на почве критической философии нельзя построить основательного и прочного миросозерцания. Наиболее концентрированную форму критика философского учения Канта обрела в его работе "Об истинах самоочевидных" (1893). В последний период творчества Каринский занимался широким кругом историко-философских проблем.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...