5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
Страница 1

В XIX - первой половине XX в. в России сложились крупные научные школы в области физиологии. Одной из первых возникла Казанская университетская физиологическая школа (ее основатель Н. О. Ковалевский; наиболее видные представители Ф. В. Овсянников, Н. А. Миславский, А. Ф. Самойлов и др.). На базе биологических наук в сочетании с циклом физико-математических дисциплин в Петербурге выросли университетская физиологическая школа И. М. Сеченова - Н. Е. Введенского - А. А. Ухтомского, создавшая эпоху в науке школа И. П. Павлова, школа эволюционной физиологии Л. А. Орбели, которые внесли значительный вклад в разработку научно-физиологических обоснований законов жизни, в том числе самых высших ее проявлении - психики, сознания, нравственных поступков. Опираясь на огромный фактический материал, используя достижения наук, вступая в дискуссии с представлениями о мире, заменяющими причинное объяснение работы организма действием таинственных внутренних сил и процессов, отечественные физиологи размышляли о самых разнообразных проявлениях жизни - от обмена веществ до нравственных поступков человека, поднимаясь до широких обобщений мировоззренческого масштаба, касающихся проблем жизни и смерти, детерминации и свободы. Открытия И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского знаменовали в тот период переход к новому стилю научного мышления. Его характерными особенностями являются: последовательный отход от механистического упрощенного объяснения таких фундаментальных явлений, как рефлекс, организм, орган и др.; теоретическая глубина, системность, историзм, признание многообразных форм причинности, органичная связь с физико-математическими, химическими науками, с философией. Этим намечались продуктивные пути развития физиологии, биологии, психологии. Исследования деятельности организма, причинной обусловленности поведения животных и человека ученые стремились увязывать практически нравственными вопросами и прежде всего с разработкой такого учения о жизни, которое предоставляло бы возможность человеку пройти его жизненный путь безболезненно, научило бы его не бояться смерти не за счет религиозной веры в бессмертие души, а опираясь только на науку. Развитие научного знания того времени привело к преобразованию классического физиологического понятия рефлекса, идея которого восходит к трудам французского философа и физиолога Р. Декарта. Это исходное понятие в физиологии нервной деятельности означает реакцию центров нервной системы на стимуляцию чувствующих нервов.

Исключительно плодотворное развитие учение о рефлексе получило в русской науке, начиная с работ Сеченова. Традиционная трактовка рефлекса была механистической: рефлекс рассматривался как сугубо физиологический непроизвольный акт, который противопоставлялся психическим актам как продуктам сознания, т. е. особого духовного начала. Получалось, что единый организм расщеплялся на два уровня функционирования и детерминации: одной - телесной, рефлекторной и другой - психической, духовной, бестелесной. Отсюда следовало, что понятие рефлекса не объясняет приспособительное поведение, поскольку последнее невозможно без участия в рефлекторном акте психического компонента. В статье "Рефлексы головного мозга" (1863) Сеченов выступил с новаторской концепцией рефлекса. Рефлекс трактовался им как целостный психически регулируемый акт поведения, связывающий организм со средой. В каждой из трех составляющих его частей - начале (воздействие раздражителя), середине (процесс его переработки в нервных центрах) и конце (мышечный ответ) - присутствует психический компонент, соответственно чувствование как результат преобразования раздражителя в сигнал для организма, переработка сигнала в форме интеллектуальных, мнемических (связанных с памятью) и других операций, мышечная чувствительность, передающая информацию в центры как о достигнутом эффекте, так и о пространственно-временных координатах внешней среды. По Сеченову, аналогично целостному рефлекторному акту должны рассматриваться психические процессы. Благодаря распространению рефлекторного принципа на рассмотрение психических явлений наметилась программа научной психологии как объективной науки, позволяющей не только описывать, но и объяснять механизмы сознания и воли.

Трудами Сеченова в области физиологии и психологии были заложены традиции русской естественно-научной мысли, развитые И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, А. А. Ухтомским и др.

Работы Ивана Петровича Павлова (1849-1936) означали переворот в физиологии и психологии: был совершен переход от декартовской установки с ее геометрическими и механическими схемами к исторической концепции. "Если для физиолога декартовского толка рефлекс есть искомый готовый механизм, отправляясь от которого должно найти себе объяснение текущее действие организма, то И. П. Павлов поставил со всей отчетливостью великую новую проблему: как делается рефлекс и рефлекторный механизм из тех действий, которые совершаются в организме еще до него и до того, как установилась рефлекторная дуга. Родилась идея и проблема "временной связи". XV Международный физиологический конгресс (1935) назвал его "старейшиной физиологов мира". До настоящего времени имя И. П. Павлова пользуется огромной популярностью в мировой науке.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...