5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
Страница 3

Доминанту Ухтомский называл функциональным органом. В отличие от обычного понимания органа как чего-то морфологически постоянного, Ухтомский дает динамическое его определение, обозначая этим словом всякое сочетание сил, могущее привести, при прочих равных условиях, всякий раз к одинаковым результатам. Идея функциональных органов прочно вошла в физиологию, а также в психологию, позволила по-новому подойти к пониманию материальных основ психических процессов. На смену психоморфологическим представлениям о локализации психических функций в ограниченных участках мозга пришла концепция динамической системной локализации функций в головном мозге. Последний не располагает готовыми, биологически унаследованными органами, определяющими его деятельность. Материальным субстратом сложных форм психической деятельности человека являются прижизненно формирующиеся функциональные системы, превращающиеся в функциональные органы. В дальнейшем этот подход был разработан в психологии в исследованиях в области нейропсихологии А. Р. Лурии, в трудах А. Н. Леонтьева и др.

Функциональные системы Ухтомский рассматривал, ссылаясь на немецкого физика и математика Г. Минковского, как пространственно-временные комплексы. " .Пространство в отдельности, как и время в отдельности, являются лишь "тенью реальности", тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в хронотопе. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями". Впоследствии понятие хронотопа использовал М. М. Бахтин, благодаря которому оно вошло в современную психологию и культурологию.

Естественно-научные исследования Ухтомский связывал с разрешением проблем нравственного характера. Своей задачей он ставил создание научной системы взглядов о нравственном поведении человека, на основе представлений о поведении и психике человека, и прежде всего принципа доминанты. Поскольку доминанты складываются прижизненно, то через "культивирование требуемых доминант" можно овладеть собственным поведением. "Природа наша делаема", "мы не наблюдатели, а участники бытия", - любил повторять Ухтомский. Одной из самых трудных доминант, которую нам надо воспитать в себе, - это "доминанта на лицо другого человека". Она заключается в том, чтобы "по возможности уметь слышать каждого человека", видеть во встречном лице не своего "Двойника", но "Заслуженного собеседника".

Физиологическая концепция Ухтомского является ценным источником для разработки многих философских и методологических проблем, в том числе принципов целостности, динамической системности, биологического детерминизма, соотношения биологического и социального в природе человека, представляет собой важный шаг на пути к образованию синтетических представлений о природе поведения человека и познания им действительности.

Творчество невропатолога, психиатра, психолога Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) было подчинено центральной задаче - комплексному изучению мозга и его деятельности. Идея объединения наук о человеке выражалась им в собирательном термине "неврология", объединяющем учение о нервной системе и о нарушениях психической сферы в связи с нарушениями мозга. При изучении травматических психоневрозов и истерии с целью объективного подхода к изучению человеческой личности Бехтерев обратился к исследованию строения и функций центральной нервной системы, материального субстрата психики и внешних проявлений психических процессов. В дальнейшем он развил учение о соотносительной деятельности мозга, т. е. о совокупности всех его проявлений в соотношении с теми внешними физическими, биологическими, социальными, а также внутренними воздействиями, которые их обусловливают. Все внешние проявления соотносительной деятельности мозга он называл рефлексами, различая их виды, а свое учение - рефлексологией, которая должна заменить психологию. Различные отрасли рефлексологии - общая, коллективная, генетическая, ее прикладные направления (рефлексология труда и др.) - охватывали объективно-биологическое исследование всех проявлений отдельной личности и их взаимосвязи с настоящими и прошлыми воздействиями, изучение последовательного развития соотносительной деятельности со дня рождения, а также проявлений собирательной или коллективной личности, т. е. различных коллективов как целого, создаваемого общением друг с другом входящих в них индивидов.

В понимании психики и психофизической проблемы Бехтерев стоял на позициях энергетизма немецкого философа и ученого В. Оствальда и исходил из понятия о мировой энергии как деятельной среды, представляющей собой соединение вещества и силы. Все энергии, действующие на тело, превращаются в молекулярную энергию, т. е. нервный ток, который преобразуется в молекулярную работу мышц и желез, а она - в механическую работу мышц. То, что относится к субъективному психическому процессу, представляет результат более высокого напряжения той же энергии. Ее продуктом является сочетательно-рефлекторная деятельность, объективные и субъективные проявления которой составляют один процесс между собой. Энергетические идеи Бехтерева могут рассматриваться сегодня в свете усиления интереса к проблемам биоэнергетики, дискуссий о психической энергии и телепатических процессах, экстрасенсорных явлений и т. п.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...