5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 5. Философские аспекты достижений отечественных физиологических школ
Страница 4

Возможность постижения высших проявлений поведения Бехтерев связывал с использованием объективных методов в их изучении. Однако нацеленность лишь на объективный естественно-научный подход к исследованию психики реально вылилась в отрыв объективной стороны психических процессов от субъективной: субъективные явления исключались из исследования поведения, в связи с чем его трактовка приобрела, по существу, механистический характер. Так задача разработки объективного подхода к изучению психики на деле привела к утрате последней как объекта научного исследования, а рефлексология, по меткому выражению психолога Л. С. Выготского, превратилась в психологию без психики.

Стремясь к изучению многообразных проявлений деятельности человека с комплексных позиций, Бехтерев выдвинул идею об общих законах, которым, как он считал, подчиняются все области познаваемого мира - неорганическая и органическая природа, социальные явления, изучаемые одним объективным методом. Отсюда он приходил к идее объединения всех наук, как естественных, так и гуманитарных и созданию общей науки космономии. Бехтерев описал в качестве универсальных 23 закона: сохранения энергии, тяготения, инерции и др. На основании этих физических законов он пытался объяснить факты индивидуального сознания, процессы познания, различные аспекты социальной жизни - преемственность культурных традиций, обычаи, религию и др. Все это заслоняло задачу отыскания специфических для каждой из изучаемых областей законов, на что указывали уже современники Бехтерева, отмечая схематизм рефлексологических исследований: апелляция ко всеобъемлющим универсальным принципам не может быть средством эмпирического изучения поведения и психики. В то же время поставленные Бехтеревым проблемы объективности, комплексности научного исследования применительно к широкой области проявлений деятельности мозга, его попытка создания целостной объективной системы знаний о человеке получили продолжение в отечественной науке - в физиологии, медицине, психологии, в трудах его учеников и последователей.

Начиная со 2-й четверти XX в. в связи с развитием кибернетики, электроники, новых ветвей математики, обогащением технических средств и ресурсов экспериментальных исследований в физиологии наметились новые линии, что нашло отражение в создании так называемой физиологии активности (Н. А. Бернштейн, 1896-1966) и теории функциональных систем (П. К. Анохин, 1898-1974). Было доказано, что жизнь направлена не на приспособление живых существ к среде и сохранение устойчивого состояния, а на преобразование имеющейся среды в ту, которая соответствует их потребностям. Живые существа являются целостными активными системами. Их действия направляются задачей - моделью "потребного будущего".

Упрощенные представления о стимуле как единственной детерминанте поведения были заменены представлениями о сложной функциональной системе факторов, определяющих поведение с включением в их число "опережающего отражения" как образа ожидаемого результата действия. Ухтомский А. А. Избр. труды. Л., 1978. С 313. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3, ч.2. С. 108. Там же. С. 37. Там же. С. 89. Ухтомский А А Собр. соч.: В 6 т. Л., 1950. Т. 1. С. 235. Там же. С. 164. Ухтомский замечает, что этот термин заимствован им из книги швейцарского философа Р. Авенариуса "Критика чистого опыта", который, однако, рассматривает доминанту как нечто исключительное, как аномалию в работе мозга. Намеки на принцип доминанты Ухтомский находил в работах И. Канта, У. Джеймса, 3. Фрейда. Там же. С. 170. Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 108.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Глобальные проблемы современности
...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...