Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - один из самых оригинальных и трудно поддающихся толкованию мыслителей конца XIX - начала XX в. Его почти невозможно вписать в какое-либо "направление". Истолковать его метафизику по-своему пытались такие философы, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский и др.
Говоря о Розанове-писателе, часто цитируют слова из "Уединенного" о "музыке в душе". Но еще в 1900 г. в предисловии к сборнику "Природа и история" он произнес нечто сходное, без чего невозможно понять не только его литературное, но и философское творчество: "Говорят, какой-то автор сказал, что он не хочет иметь толпы читателей, но хочет иметь интимного читателя. Кто же этого не желает; но я имел радость видеть, ощущать около себя таких читателей. Что значит "интимный читатель"? Такой, который слышит музыку души автора, а не только слышит его слова; и имея этот ключ от его произведений, достаточно властно умеет и хочет поправлять его".
Эти слова, вне всякого сомнения, раскрывают особенность философствования Розанова. "Музыка души", т. е. то, что за словами, для него была важнее отдельных суждений и выводов. Поэтому Розанов не боится вводить в свои работы диалогическое начало. В частности, на этой "музыке души" держатся его книги, которые содержат полемические материалы (часто направленные против розановских идей) и вообще чужие тексты, сопровождаемые собственным постраничным комментарием Розанова.
В изучении философии Розанова важно не только, что он говорит, но и как он это делает. Интонация его речи несет в себе второй, глубинный смысл высказываемых суждений. Именно вслушиваясь в эту интонацию, мы можем поставить под сомнение большинство расхожих мнений о Розанове-мыслителе.
Философию Розанова часто пытались интерпретировать как пантеизм, отождествляющий Бога с миром ("мистический пантеизм", согласно А. С. Волжскому (Глинке), "имманентный пантеизм", согласно Н. А. Бердяеву и т. д.). Но любовь Розанова к плоти земной носит вовсе не пантеистический характер. Это любовь к творению Божию.
Не менее распространен взгляд на Розанова, как на "богоборца" (Флоренский), как на "человека религиозной страсти", который был "слепой в религии" и потому "так и не увидел христианства" (Флоровский), который прошел мимо Христа (Бердяев).
Неточность большинства толкований метафизики Розанова вызвана тем, что ее разбирали "по темам", говорили о странной "эволюции" взглядов мыслителя: то он увлечен иудаизмом, то позволяет себе в его сторону самые резкие высказывания, то опять с его уст срывается "осанна" иудаизму. И такие же странные колебания взглядов (то защитник, то хулитель) претерпевает Розанов в отношении к христианству, православию, самому образу Христа. Между тем знаменитое восклицание Розанова, что сам он "бездарен", да тема его гениальна, как раз подразумевает необходимость разных точек зрения на один и тот же предмет, что сам Розанов и осуществил в своем творчестве. Причем, нужно заметить, эти разные точки зрения имели все-таки единую основу.
В статье "Может ли быть мозаична историческая культура?" Розанов, "исправляя" расхожее мнение об известных течениях в русской философской и общественной мысли, говорит слова, важные для понимания его собственной философии: "Вся разница между славянофилами и западниками заключается в том, что взгляд первых на историю есть органический, а вторые смотрят на нее, как на простое механическое делание".
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
...
Две особенности русского марксизма
...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...