1. Миропонимание В. В. Розанова
История русской философии / Философские искания русских писателей начала XX в. / Религиозно-философские идеи В. В. Розанова и Д. С. Мережковского / 1. Миропонимание В. В. Розанова
Страница 5

Симметрия верха и низа в строении человеческого тела раскрывает сущность "точки пола" в ее отношении к человеческой голове: "Там - мышление, здесь - созидание; там как бы мир проектов, здесь - вещь выполненная или, точнее, - мир непрерывного выполнения. Тело мозга создает мысли, пустоты пола создают мыслящие тела". Семя - это тоже своего рода Слово. "Осмысленность рожденного слишком твердо говорит о мысли в зачатии: но не нашей мысли, а такой, для которой тела наши суть орудия, как мясистый язык есть орудие нашего слова". Результат же этого акта, дитя, "есть ноуменальный глагол". И потому пол - духовен, и соитие "есть озарение пола; минута его гениальности".

Пол, таким образом, это изначальная и извечная связь (лат. religio) - связь людей, тела и духа, человека с мирозданием, исток жизни, творчества: сам акт зачатия есть акт творящий, т. е. акт "по образу и подобию". И потому: "нет чувства пола - нет чувства Бога!" Потому "рождающие глубины человека действительно имеют трансцендентную, мистическую, религиозную природу".

Понятно, что и брак для Розанова - космогоничен. Поскольку зачатие и рождение человека происходят при "Божием соучастии", брак в основе своей религиозен. Более того, брак - это и спасение. Ведь падение человека - не в факте соития, но в том, что он начал чувствовать стыд: " .стыд и грех- идентичны; первый есть кожура второго". Каждый ребенок безгрешен, не знает стыда. И каждый человек проходит через переломный момент в жизни, когда начинает связывать пол со стыдом. " .Именно в поле - и состоит наследственность греха. "Стыд своего пола" есть какой-то надлом в нем, перелом в нашем к нему отношении; что-то затенилось в его истине ." В браке же этот "надлом", "совершившийся в секунду грехопадения", исправляется: "в направлении именно к мужу у жены и у мужа к жене "одежда из листьев" спадает: но стыда не появляется! Главный симптом падения (в Библии - единственный!) - исчез!" Таким образом, супружество есть "восстание человека из грехопадения!"

Отпадая в браке от греха, человек - через рождение детей-отпадает и от смерти, "проклятие коей так таинственно связано с грехом". И если следовать Библии, "брак сейчас же реализуется по грехопадении и изгнании из рая, как начало искупительного устроения (через "детеныша жены, стирающего главу Змию") человека".

Неудивительно, что человеческая история берет свое начало в семье и сочетании полов. Так, "миг сочетания Авраама и Сарры, от какового произошел Исаак, - определил всемирную историю, насколько последняя вообще связана с еврейством, Библией. Какого могущества был глагол это зачатия (Исаака)!!" И этот "глагол зачатия" определяет основу истории: перечень рождавших и рожденных в Евангелии от Матфея - "прототип истории". Не климат и не почва "есть точка новых в истории рождений", а "лоно матери", и "движущий импульс истории" лежит в человеке. "Даже если мы возьмем общий колорит истории, по-видимому, уже объясняющийся из общих условий местности, мы увидим, что и здесь связь объясняющего и объясняемого проблематична и даже прямо отсутствует". Так, Древний Рим и Италия XIII-XV вв. - разные, несходные культуры. "Две Италии - и одно небо; две цивилизации - и один только полуостров; все новое - при вечно старых условиях, новое уже в общем колорите своем".

По видимости, многие утверждения Розанова напоминают суждения по аналогии и тем самым не являются доказательными. Но, по его собственному ощущению, истина не доказывается, а прозревается. Он готов повторить слова героя Достоевского из "Сна смешного человека": "Я видел Истину, я ощущал ее!"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...