1. Миропонимание В. В. Розанова
История русской философии / Философские искания русских писателей начала XX в. / Религиозно-философские идеи В. В. Розанова и Д. С. Мережковского / 1. Миропонимание В. В. Розанова
Страница 2

В сущности, весь Розанов определяется этой формулой. Сам он - "органический мыслитель" даже тогда, когда идет вразрез со славянофилами (например, в своих "антихристианских" выступлениях). Столь же неоспорима консервативная основа его мышления. Даже в наиболее "леворадикальных" статьях (самая характерная в этом отношении книга "Когда начальство ушло .") чувствуется, что "отрицатели", "нигилисты" воспринимаются им как необходимое звено, неизбежный "момент" исторического процесса, поскольку Богу равно нужны (в определенной пропорции) и хранители устоев, и "потрясатели основ", как нужны и герои, и обыватели, и преступники. Без любого из этих "элементов" невозможна органическая жизнь человечества. В самых скандальных своих выступлениях об иудаизме и христианстве он остается верен своему консерватизму. Его самопротиворечивость вызвана не отсутствием твердой основы для его суждений, но глубинностью этой основы. Когда то или иное явление жизни удаляется от своей исконной основы, то искажается его сущность, и оно вступает в противоречие с другим столь же "удалившимся" от первоистоков явлением. За каждым - своя правда, но и своя неправда. И множество высказываний "за" и "против" высвечивают противоречивость самого явления.

Розанов весь соткан из подобных внутренних противоборств, и потому любое одностороннее толкование дает искаженный образ его взглядов. Но в толковании Розанова-мыслителя подстерегают трудности и иного характера. Само жизненное поведение Розанова - это тоже его философия (в этом смысле он близок древнегреческим философам). И потому Розанов относится к тем немногим мыслителям XX в., для понимания которых требуется основательное знакомство с их биографией.

Жизненный и творческий путь. В. В. Розанов родился в г. Ветлуга Костромской губернии в многодетной семье уездного чиновника. Детство и юность Розанова прошли под знаком лишений. В 1861 г. умер его отец, а в 1870 г. он теряет и мать, и его берет под опеку старший брат Николай Васильевич, учитель. В 1878 г. Розанов поступил в Московский университет, где слушал лекции известных ученых: Ф. И. Буслаева, Н. С. Тихонравова, В. О. Ключевского, В. И. Герье и др. Закваска "антипозитивизма", полученная в университете, была во многом эстетическая: он морщился от манеры читать лекции и вообще от поведения преподавателей, считавшихся "демократическими". На фоне старой профессуры, к которой Розанов испытывал чувство глубокого уважения, молодая профессура была для него несносной. Противодействие "наследству 60-70-х" станет одной из побудительных причин к созданию первого философского труда "О понимании", где он провел различие между знанием (для которого характерно "отсутствие мышления в произведении его") и пониманием (для которого свойственно "раскрытие внутренней природы понимаемого предмета"). Позитивизм для Розанова - это знание без понимания, псевдопонимание, тогда как "науку образуют не знания, но понимание; из знаний же имеют к ней отношение только те, которые имеют целью образовать понимание и ведут к нему".

Университет Розанов закончил со степенью кандидата, но отказался от предложения проф. Герье остаться на кафедре для написания диссертации и защиты ученого звания. Он предпочел идти своим путем: работа провинциального учителя истории и географии в городах Брянске, Ельце и Белом Смоленской губернии и самостоятельные занятия философией.

В 1881 г. Розанов венчается с А. П. Сусловой, некогда возлюбленной Достоевского, и этот брак во многом определит его дальнейшую литературную судьбу. Большая разница в возрасте и деспотический характер Сусловой, а впоследствии и ее отказ дать развод привели к тому, что, встретив В. Д. Бутягину, он в 1891 г. венчался с ней тайно, и его дети долгое время несли на себе печать незаконнорожденности. Этот горький жизненный опыт лег в основу многих розановских книг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...