3. Учение об абсолютном сознании
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни / 3. Учение об абсолютном сознании
Страница 3

Полагание абсолютного сознания в качестве высшего гаранта истинности наших суждений требует от Трубецкого разрешить проблему антиномий, опровергнуть известный кантовский тезис о противоречивости суждений относительно сверхэмпирической, не данной в опыте реальности. Абсолютное сознание, считает он, не может мыслить противоречиво, противоречия возникают лишь в несовершенном человеческом уме, обладающем не всей истиной, но только частью ее. Исходя из данного убеждения, Трубецкой критически относился к попыткам увидеть в противоречиях, там, где они возникают, свидетельство приближения ума к некоей превосходящей кругозор и возможности логического рассудка истине. Подобный путь в русской религиозной философии был выбран, как известно, П. А. Флоренским в его книге "Столп и утверждение Истины". Трубецкой определил точку зрения Флоренского как мистический алогизм, согласно которому человеческий разум порочен, формальные законы логики есть следствие падения человека, а Божественную истину способна постичь только мистическая интуиция. В статье "Свет Фаворский и преображение ума" (1914) Трубецкой выдвинул против Флоренского и еще более последовательного сторонника алогизма Н. А. Бердяева следующие возражения: логический разум может быть преображен Божественным светом так же, как и человеческое сердце, единство и однозначность формальных законов есть не порождение греха, а проявление всеединства, антиномии - следствие ущербности, неполноты человеческого ума, однако разум способен преодолевать их, возвышаясь до безусловной и непротиворечивой истины, видеть же в антиномиях признак истины означает признавать принципиальную противоречивость откровения. По мнению Трубецкого, уповать исключительно на мистическое озарение столь же ошибочно, как и игнорировать его: "Где критерием истинного в откровении является лишь субъективный "религиозный опыт" индивида, там, очевидно, - столько же противоречащих друг другу откровений, сколько людей". Христианин, считает он, обладает надежным критерием, позволяющим ему в логическом и нравственном планах постичь истину откровения: "Критерий этот - действительное, реальное боговоплощение, взятое в его универсальном значении содержания и смысла всей жизни человечества и твари".

Стремясь доказать непротиворечивость абсолютного сознания и таким образом подтвердить его реальность, Трубецкой пытается в "Метафизических предположениях познания" опровергнуть кантовское учение об антиномиях. По его мнению, антиномии, в которых рассматриваются взаимоотношения свободной воли и причинности, а также существование у мира как его причины безусловно необходимой сущности, представляют собой выражение одной, действительно реальной антиномии Абсолютного и его другого. Логическое разрешение этих антиномий возможно, если мы допустим, что тезис и антитезис относятся к разным планам сознания. Тезис говорит об абсолютном бытии, о сверхвременной человеческой сущности, антитезис - о бытии становящемся и о человеке как о находящемся в плену у времени субъекте. Преодоление антиномий, и в этом Трубецкой согласен с Флоренским, требует не только познавательных усилий, но и религиозного преображения человеческого ума, ибо антиномии "выражают собою состояние мысли, оторванной от всеединства и потому замкнувшейся в порочный круг".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...