3. Учение об абсолютном сознании
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни / 3. Учение об абсолютном сознании
Страница 1

Это учение нашло наиболее полное освещение в сочинении Трубецкого "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства", вышедшем в 1917 г. Так же как и сочинение о Соловьеве, данное произведение одновременно с критической задачей - "преодоление Канта и кантианства" - имело и положительную. В нем Трубецкой попытался сформулировать основоположения теории познания, адекватной метафизике всеединства, к которой он как философ себя относил. Главным недостатком "Критики чистого разума" Канта и направлений в теории познания, опирающихся на нее, Трубецкой считал антропологизм, т. е. стремление обосновать истинность знания, исходя из особенностей и свойств познающего субъекта. По мнению Трубецкого, антропологически обусловленное никогда не будет надежной опорой достоверного знания, в познании мы ищем всегда только безусловного, и поэтому то или иное суждение человека может быть определено как истинное лишь в том случае, если оно содержится в абсолютном или всеедином сознании, объемлющем собой все. ("Быть", по определению философа, "значит быть положенным как сущее в абсолютном сознании".) Все в понимании Трубецкого - это не только настоящее, но и бывшее, и будущее, и то, что существует лишь в возможности, иначе говоря, вся совокупность состояний нашего сознания, включая и те его представления, которые не соответствуют действительности. Наше познание стремится к безусловному, поэтому оно должно иметь транссубъективное, сверхпсихологическое содержание и смысл. Истину, таким образом, нельзя определить как нечто противоположное сознанию и отличное от него в том числе и потому, что истинными суждениями могут быть суждения о прошлом и будущем и даже о возможном, но реально не существующем. Правильными суждениями следует назвать те, которые обладают безусловной истиной, иначе говоря, содержание которых восходит к безусловному сознанию. "Если нет такой всеединой мысли, - пишет Трубецкой, - объемлющей все, что есть, что было и что будет, - мысли, в которой увековечено исчезнувшее со всеми его мельчайшими подробностями и предвосхищено будущее, то истина прошедшего и будущего, более того, всякая вообще истина тем самым превращается в ничто".

Во всеедином сознании содержатся все истины о всех предметах, поэтому оно воспринимает действительное посредством конкретной интуиции, для него не существует времени, а чувственная реальность находится в органичном соединении с умопостигаемой. "Здесь нет ни оторванной от мысли бессмысленной данности, ни отрешенной от конкретного многообразия мысли. В отличие от нашей по существу отвлеченной человеческой мысли, мысль в истине предполагается как всеохватывающая, всеопределяющая, т. е. имманентная всему тому конкретному многообразию, которое она определяет". Человеческий ум, который не способен вместить в себя все содержание всеединого сознания, мыслит отвлеченно и дискурсивно, т. е. во временной последовательности. Тем не менее достоверность нашей мысли основывается на тождественности ее содержания вечной и неизменной данности безусловного сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...