Это учение нашло наиболее полное освещение в сочинении Трубецкого "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства", вышедшем в 1917 г. Так же как и сочинение о Соловьеве, данное произведение одновременно с критической задачей - "преодоление Канта и кантианства" - имело и положительную. В нем Трубецкой попытался сформулировать основоположения теории познания, адекватной метафизике всеединства, к которой он как философ себя относил. Главным недостатком "Критики чистого разума" Канта и направлений в теории познания, опирающихся на нее, Трубецкой считал антропологизм, т. е. стремление обосновать истинность знания, исходя из особенностей и свойств познающего субъекта. По мнению Трубецкого, антропологически обусловленное никогда не будет надежной опорой достоверного знания, в познании мы ищем всегда только безусловного, и поэтому то или иное суждение человека может быть определено как истинное лишь в том случае, если оно содержится в абсолютном или всеедином сознании, объемлющем собой все. ("Быть", по определению философа, "значит быть положенным как сущее в абсолютном сознании".) Все в понимании Трубецкого - это не только настоящее, но и бывшее, и будущее, и то, что существует лишь в возможности, иначе говоря, вся совокупность состояний нашего сознания, включая и те его представления, которые не соответствуют действительности. Наше познание стремится к безусловному, поэтому оно должно иметь транссубъективное, сверхпсихологическое содержание и смысл. Истину, таким образом, нельзя определить как нечто противоположное сознанию и отличное от него в том числе и потому, что истинными суждениями могут быть суждения о прошлом и будущем и даже о возможном, но реально не существующем. Правильными суждениями следует назвать те, которые обладают безусловной истиной, иначе говоря, содержание которых восходит к безусловному сознанию. "Если нет такой всеединой мысли, - пишет Трубецкой, - объемлющей все, что есть, что было и что будет, - мысли, в которой увековечено исчезнувшее со всеми его мельчайшими подробностями и предвосхищено будущее, то истина прошедшего и будущего, более того, всякая вообще истина тем самым превращается в ничто".
Во всеедином сознании содержатся все истины о всех предметах, поэтому оно воспринимает действительное посредством конкретной интуиции, для него не существует времени, а чувственная реальность находится в органичном соединении с умопостигаемой. "Здесь нет ни оторванной от мысли бессмысленной данности, ни отрешенной от конкретного многообразия мысли. В отличие от нашей по существу отвлеченной человеческой мысли, мысль в истине предполагается как всеохватывающая, всеопределяющая, т. е. имманентная всему тому конкретному многообразию, которое она определяет". Человеческий ум, который не способен вместить в себя все содержание всеединого сознания, мыслит отвлеченно и дискурсивно, т. е. во временной последовательности. Тем не менее достоверность нашей мысли основывается на тождественности ее содержания вечной и неизменной данности безусловного сознания.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...