1. "Легальный марксизм" и экономизм
История русской философии / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма / 1. "Легальный марксизм" и экономизм
Страница 2

В духе "кантовского критицизма" сторонники "легального марксизма" пытались решать "онтологические проблемы", хотя и подчеркивали, что их интересует главным образом гносеология. Существо "научно-критического идеализма", по их мнению, заключалось в том, что чувственно-воспринимаемый мир сводился к сознанию и выводился из него, а на вопрос о сущности мира вне и независимо от сознания отвечали, что это не вопрос знания. В статье "Свобода и историческая необходимость" (1897) Струве, например, окончательно отказывается даже от "ноток" материализма и окончательно переходит в сфере гносеологии на позиции субъективного идеализма, заявляя, что бытие всякой действительности может рассматриваться как бытие в сознании. Различие объективного и субъективного лежит, по его мнению, лишь в рамках мыслимого бытия. Объективное Струве рассматривает как общезначимое, а причину и необходимость истолковывает в духе берклианско-кантовского идеализма, считая, что "дальше мы в определении объективности и реальности не можем идти: предполагать за индивидуальным или коллективным сознанием реальный мир внешних "вещей" есть метафизика". Можно не сомневаться в существовании внешнего мира, но он выступает перед человеком в конечном счете как "хаос переживаний", как непосредственно чувственно данное, как индивидуальная эмпирическая реальность, кроме которой нет никакой другой действительности.

Неокантианские философско-гносеологические установки служили и исходной основой социальных воззрений представителей "легального марксизма", истолкования ими материалистического понимания истории, теории социализма. Вначале, критикуя идеологию народничества, они опирались на "экономический материализм", т. е. на интерпретацию материалистического понимания истории в духе социально-экономического фатализма, сводили историческое развитие к действию стихийных экономических сил, неуклонно ведущих общество по пути прогресса. Правда, Булгаков в первый период своей теоретической деятельности возражал против термина "экономический материализм", называя свою позицию "социальным материализмом", выступал против выведения всех социальных явлений непосредственно из экономики, утверждая, что на объективной закономерности в природе и обществе основывается действительно свободная, т. е. разумная, целесообразная деятельность.

К концу XIX - началу XX в. "легальные марксисты" постепенно покидают точку зрения "экономического материализма", заявляют о своем окончательном разрыве с марксизмом и переходят на позиции социальной философии неокантианства; они отрицают объективные закономерности (тенденции) истории, подчеркивая несовместимость свободы и необходимости, дуализм должного и сущего, считают, что "свобода беззаконна" и т. п. История теперь рассматривается ими как процесс, определяемый культурными ценностями человечества, главный источник развития которого лежит в сфере сознания. В марксизме они подвергают критике недооценку роли личности в истории. С. Н. Булгаков утверждал, например, что в марксизме "личности и личному творчеству поется вообще похоронная песнь".

"Легальные марксисты" заявляют, что учение Маркса о социалистической революции и диктатуре пролетариата в своей основе ложно, поскольку оно не может быть научно доказано, а учение об обострении классовой борьбы якобы опровергается усилением классового союза (консенсуса) между пролетариатом и буржуазией. Марксово учение о социализме объявляется в духе категорического императива Канта идеалом, находящимся вне науки, а в конечном счете своеобразным вероучением, "несомненным суррогатом религии", как и все учение социал-демократии. Бердяев писал: "Социал-демократия, основанная марксизмом, есть самая совершенная и законченная форма социализма, а именно социализма религиозного".

Объявляя "экономический социализм" ненаучным, утопичным и метафизичным, Булгаков писал, что "все трудности исчезают, если только мы признаем, что экономический материализм является вредным придатком к идеям социализма, поэтому и устранение его ничуть не влечет за собой уничтожение искажаемого им идеала". Реализация же социального идеала, с его точки зрения, не под силу ни человеку, ни человечеству в целом, поскольку они не могут преобразовать ни себя, ни окружающий мир собственными силами, не прибегая к помощи Бога.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...