1. "Легальный марксизм" и экономизм
История русской философии / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма / 1. "Легальный марксизм" и экономизм
Страница 4

Наиболее полное отражение идеи "экономистов" нашли в манифесте Е. Д. Кусковой "Credo" (символ веры). Абсолютизируя стихийность (бессознательность) рабочего движения, "экономисты" выступали против создания самостоятельной партии рабочего класса, против внесения социалистического сознания в стихийную борьбу пролетариата. Солидаризируясь с лозунгом Э. Бернштейна: "Движение - все, конечная цель - ничто", они утверждали, что формы рабочего движения "не несут в себе коммунистические идеалы", поэтому "рабочее движение имеет целью ослабление власти капитала над рабочими, а не сознательное и планомерное изменение производственных отношений". Задачи социал-демократии были сведены ими к поддержке экономических требований "трудовых масс", к борьбе за улучшение их условий труда и жизни (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и т. д.). https://sbytstroy.ru кирпич полнотелыи одинарныи 150 Липки рядовой кирпич Липки.

Марксистские идеи "экономисты" интерпретировали в духе неокантианства и бернштейнианства. Следуя завету Бернштейна, идеологи экономизма считали, что теория марксизма "нуждается в переработке". Диалектика объявлялась "экономистами" мистической, туманной, приводящей к многим недоразумениям и была заменена идеей социальной эволюции, которая отвергала качественные изменения. Отвергались и противоречия как внутренний источник развития. Развитие в обществе сводилось к постепенным, стихийно-эволюционным изменениям, в том числе к постепенному перерастанию капитализма в социализм. С. Н. Прокопович заявлял: "Сама история делает социалистическое дело".

"Экономисты" считали знания, идеи, теории факторами пассивного отражения действительности - эпифеноменами, которые лишены активной, преобразующей силы. "Мысль всегда следует за жизнью, теория за практикой", - писал Прокопович. Отсюда следует, что знания людей - лишь приспособительная реакция к стихийным процессам природы и общества, ибо результаты деятельности людей непредсказуемы, всегда неожиданны, стихийны.

Социальная философия "экономистов" основывалась на так называемом экономическом материализме. Нежданов писал: "Не люди делают свою историю, а развитие экономики определяет их историю, вот как скорей следует формулировать учение Маркса и Энгельса". "Технологическое прочтение истории" у "экономистов" дополнялось теорией стихийности, согласно которой движение и развитие истории - это всецело слепой, стихийный процесс. Действия людей, их теории, взгляды, духовная жизнь представляют собой стихийное выражение потребностей исторического развития, прежде всего производительных сил, экономики, и поэтому ни выдающиеся личности, ни социальные группы, партии, ни классы не могут оказать никакого активного влияния на стихийно, фатально складывающийся исторический процесс, они являются лишь "манекенами исторического рока". Исходя из этого, социалистический строй будущего теоретики экономизма трактовали в конечном счете не как результат борьбы классов, а как следствие стихийного развития капитализма. Вмешательство людей в стихийно протекающее "естественно историческое развитие", по их мнению, является насилием над историей, оно может нарушить "несокрушимую историческую необходимость". "Способы производства сменяют друг друга не в силу сознательных актов . а совершенно независимо от воли и сознания людей". Задача людей - пассивно приспосабливаться, адаптироваться к совершающемуся социальному процессу.

В критике философско-социальных идей, программы и тактики "экономистов" принимали участие В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др. Сразу же после выхода "Credo" E. Д. Кусковой Ленин в 1899 г. написал "Протест российских социал-демократов", где идеи "Credo" были охарактеризованы как проявление международного ревизионизма, как преклонение перед стихийностью в рабочем движении. Критикуя социальный фатализм "экономистов", Ленин подчеркнул, что социальные закономерности проявляются не вне деятельности, а в самой деятельности людей, народных масс и поэтому политические партии, классы могут существенно влиять на содержание и темпы социальных процессов, на историческую необходимость.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...