2. Основные участники философского процесса
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / 2. Основные участники философского процесса
Страница 4

Николай Иванович Бухарин (1888 - 1938), будучи партийным работником, занимался и активной научной работой, он был членом Социалистической академии, профессором МГУ, действительным членом Института философии Комакадемии. Бухарин был склонен, подобно Плеханову, к философскому, целостному видению мира, к дедуктивному, логическому методу, абстрактным обобщениям, использованию сложного понятийного аппарата, что давало основание его критикам, в том числе Ленину, обвинять его в схоластике, игре в дефиниции. В толковании Бухарина философия - это наука об общих для всех наук вопросах, которая призвана "объединять науку, разобранную на множество специальностей"; она должна быть "скрепой" всего, что известно, быть фундаментом общего взгляда на мир, находиться на самой "вершине" человеческого духа. В исследовании философских вопросов бытия он пошел по пути перевода его законов на язык современной механики и, в частности, учения об электронах и атомах как системах. Что касается учения о становлении и изменении объектов, т. е. об объективной диалектике, то он положил в основу его научную теорию равновесия, в которой усматривал новый способ теоретически-систематического изложения и обоснования диалектического метода. Теория равновесия выступала "общей и очищенной от идеалистических элементов формулировкой движущихся материальных систем", а движение указанных систем мыслилось как процесс постоянного нарушения равновесия, его восстановления на другой основе и нового нарушения. Соотношение между средой и системой представлялось фактором, определяющим в конечном счете движение последней. Теория равновесия Бухарина была встречена в штыки. Уже Ленин усматривал в ней приоткрытую дверь философским шатаниям в сторону от материализма к идеализму. Сталин же увидел в ее применении к "переходному периоду" "правый уклон". При этом идея равновесия была гипертрофирована, и дело изображалось так, как будто Бухарин подменил ею все законы диалектики, хотя он не отрицал последних. В 30-х гг. Бухарин пересмотрел многие свои философские принципы. Теперь уже не было речи о теории равновесия, а критика механицизма стала одной из тем его философских рассуждений. Он подчеркивал тезис о социологичности теории познания в духе идеи примата практики, что позволило ему с "активистской" точки зрения взглянуть на отношения между субъектом и объектом.

Владимир Викторович Адоратский (1878 - ^ 1945) - историк и пропагандист марксизма, директор Института философии Комакадемии1 (1931 - 1936), затем в 1936 - 1939 гг. - ди*' ректор Института философии АН СССР, директор Института Маркса - Энгельса - Ленина (1931 - 1938). Основные его труды 20-х гг.: "Об идеологии" (Под знаменем марксизма, 1922, № И - 12); "Марксистская диалектика в произведениях Ленина" (Печать и революция, 1922, № 2); "Ленин о гегелевской логике и диалектике" (Пролетарская революция, 1929, № 4) и др. Философия, доказывал он, не может дать исчерпывающего знания, орудием познания должны стать положительные науки. В отличие от философов, рассматривавших диалектический материализм как философскую систему и как мировоззрение, Адоратский делал акцент на его логико-методологическом и гносеологическом содержании, призывал разрабатывать диалектический метод как основные правила диалектического мышления, считая его высшей формой мышления. Адоратский - первый, кто пространно изложил ленинскую идею тождества диалектики, логики и теории познания из "Философских тетрадей", правда, неадекватно истолковав ее как идею полного равенства этих дисциплин.

"Механисты". Во взглядах представителей так называемого "механистического" направления в советской философии 20-х гг. было немало различий, хотя их связывали и некоторые общие философские принципы.

Любовь Исааковна Аксельрод (псевд. Ортодокс) (1868 - 1946), с ранних лет участница российского революционного движения, была сторонницей Плеханова, популяризатором философии марксизма. В советское время работала в Московском университете, Институте красной профессуры, Институте научной философии РАНИОН и др. Ее основные труды, написанные в 20 - 30-е гг.: "Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли" (1922); "Карл Маркс как философ" (1924); "В защиту диалектического материализма. Против схоластики" (1928); "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса" (1934) и др. Разделяя некоторые идеи "механистического" понимания мира, Аксельрод, однако, представляла себе марксистскую философию как самостоятельную сферу исследования и не сводящуюся к выводам положительных наук; философия марксизма - это мировоззрение, основными составными частями которого являются диалектический метод, теория мышления, философия природы и философия истории. В этом было больше сходства с системно-онтологическо-мировоззренческой моделью школы Деборина, нежели с философами, входившими в группу "механистов". Но в отличие от деборинцев Аксельрод усматривала главную задачу философов-марксистов не столько в разработке общих диалектических принципов, сколько в их применении к конкретным явлениям. В этом смысле она говорила об эмпирическом характере диалектического материализма, о марксистской диалектике эмпиризма, о конкретной научной диалектике как методологическом орудии исследования действительности. Диалектический материализм, считала она, существует для науки, а не наоборот; диалектический метод - это субъективная диалектика, диалектическое мышление, система формальных принципов, вытекающих из общего мировоззрения, выведенных из опыта и служащих орудием дальнейшего исследования бытия. Поэтому Аксельрод много писала о гносеологических проблемах: об источниках и цели познания, критерии истины, об отношении опыта к мышлению, о всеобщности и необходимости знания, о соотношении рассудка и разума и т. д. Большое внимание уделяла она и этической проблематике, доказывая в обстановке господства морального нигилизма, вульгарных толкований классовости морали, что есть общеобязательные законы права и нравственности, признаваемые всем цивилизованным человечеством, и что марксист не может пренебрегать нравственными принципами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...