2. Основные участники философского процесса
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / 2. Основные участники философского процесса
Страница 2

Михаил Михайлович Бахтин (1895 - 1975), философ, литературовед, языковед, культуролог, выпустил в 20-е гг. ряд работ (некоторые из них под псевдонимом). Среди них написанные им (или в значительной степени им) произведения: "Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику" (1928); "Проблемы творчества Достоевского" (1929), "Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке". В дальнейшем он подвергался преследованиям и стал снова издаваться лишь в 60-е гг. Названные выше книги свидетельствуют об эволюции от изначального идеализма к материализму и марксизму: в них уже четко просматривается стремление применить марксистский диалектический и социологический методы, хотя он осуждал узкоидеологический подход к явлениям культуры, в частности к художественным произведениям. Это проявилось, например, в его труде о поэтике Достоевского: его интересуют не столько философские и социально-политические взгляды писателя, например идеология героев, сколько "идеология", которая определила художественную форму, новое романное построение, характерное для творчества Достоевского. В книге "Марксизм и философия языка" Бахтин выступает как противник "механицизма", позитивистского понимания эмпирии в сфере исследования слова. Стремясь решить основную проблему философии языка - проблему реальной данности языковых явлений, он рассматривал слово как посредника социального общения. Бахтин занял оригинальную позицию в спорах 20-х гг. об идеологии. Оспаривая концепцию, согласно которой идеология является фактом сознания, он доказывал, что идеологическая сфера - это область знаков, знак не только отражение, тень действительности, но и материальная часть самой этой действительности.

В послеоктябрьский период претерпели эволюцию и взгляды философов и ученых-немарксистов, которые стояли на позитивистских или материалистических позициях. Из них в первую очередь надо отметить К. А. Тимирязева, который высказал ряд тезисов, ставших опорой натуралистов-сциентистов 20-х гг., призывал "спасать науку" от "произвола" философов. В предисловии ко второму изданию книги "Насущные задачи современного естествознания" он подчеркивал, что наука не признает над собой главенства какой-то сверхнаучной, всенаучной философии. В статье "Ч. Дарвин и К. Маркс" он проводил аналогию между историческим материализмом и дарвинизмом, доказывал, что Маркс и Энгельс видели в Бэконе провозвестника того мировоззрения, которое легло в основу их "исторического материализма".

Психолог, психиатр и невропатолог В. М. Бехтерев в трудах "Коллективная рефлексология" (1921); "Психология, рефлексология и марксизм" (1925); "Мозг и деятельность" (1928) и др. пытался соединить эксперимент с обобщениями философского характера. Первоначально его "рефлексология" покоилась на принципах позитивистского "энергетического" мировоззрения, которое он распространял и на сферу общественных явлений. В последние годы жизни он стремился перестроить ее, ориентируясь на диалектический материализм.

Владимир Николаевич Ивановский (1867 - 1939), философ-позитивист, в 1918 - 1921 гг. был профессором Самарского, а в 1921 - 1927 гг. - Белорусского университета, в 1921 - 1923 гг. - член Института научной философии при Московском университете по отделу методологии. Основные послеоктябрьские труды: "Логика истории как онтология единичного" (1922); "Методологическое введение в науку и философию" (т. 1,1923). Хотя Ивановский признавал, что "далеко не равнодушен к историческому материализму", тем не менее он заявлял, что, выдвигая на первый план методологическую точку зрения и ставя в зависимость от нее проблему бытия, он "холоден" по отношению к философскому, "онтологическому" материализму (как и к "онтологическому" идеализму, спиритуализму и пр.). Подобная позиция не соответствовала возобладавшим в 20-е гг. тенденциям развития советской философии, тем не менее Ивановский почти до конца своей жизни остался в ряду действующих философов, и в этом смысле олицетворял одну из ниточек преемственной связи между философией в дореволюционной и советской России 20-х и даже 30-х гг.

Нигилисты. Распространившееся после 1917г. отрицательное отношение к философии в той форме, как оно проявилось у известных нигилистов 20-х гг. Э. С. Енчмена, С. К. Минина и других, имело свои корни не только в собственно теоретической позитивистской по своему характеру ориентации, но и в специфических ценностных устремлениях, складывавшихся в острой идеологической обстановке первых послеоктябрьских лет, когда преобладали радикальные настроения, левацкое отношение ко всему буржуазному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Две особенности русского марксизма
...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...