2. Основные участники философского процесса
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / 2. Основные участники философского процесса
Страница 1

Одним из наиболее существенных пороков дискуссии между "диалектиками" и "механистами" в 20-е гг. была почти полная нивелировка действующих лиц. Ниже нам предстоит убедиться в том, насколько отличались своей индивидуальностью не только оставшиеся в СССР философы-идеалисты, но и сами участники дискуссии между "диалектиками" и "механистами".

Философы и ученые-немарксисты. Хотя в 1922 г. из страны была выслана значительная группа философов-идеалистов, нельзя забывать о том, что большая часть философов и ученых-немарксистов никуда не эмигрировала. Проследим за судьбами некоторых из них, поскольку им суждено было пройти в той или иной форме путь приспособления к новой жизни.

Георгий Иванович Челпанов (1862 - 1936) по 1923 г. заведовал кафедрой философии Московского университета, был директором Психологического института при университете, с 1921 по 1930 г. - член Российской академии художественных наук. Основные труды послеоктябрьского периода: "Психология и марксизм" (изд. 2-е); "Объективная психология в России и Америке (1925); "Очерки психологии" (1926); "Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии)" (1926); "Спинозизм и материализм: итоги полемики о марксизме и психологии" (1927); "Социальная психология или условные рефлексы?" (1928) и др. Как видно из названий этих работ, после революции сферой интересов Челпанова была в основном психология, которую он считал наукой эмпирической, опытной. Он придерживался дуалистического принципа "эмпирического параллелизма" (параллелизма души и тела), противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. В отличие от своих учеников - К. Н. Корнилова и П. П. Блонского, которые признали методологической основой психологии марксизм, Челпанов не пошел на сближение с марксизмом столь далеко, признавая его частичное значение лишь в сфере социальной психологии.

Густав Густавович Шпет (1879 - 1937) с 1918 по 1921 г. был профессором Московского университета, первым директором созданного при нем Института научной философии. В 1923 г. он возглавил философское отделение в Российской академии художественных наук, а затем стал ее вице-президентом. После ликвидации академии в 1929 г. Шпет занимался в основном переводами. В 1935 г. он был арестован, сослан в Сибирь и расстрелян. Его интересы сосредоточились на проблемах герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии и истории русской философии. Будучи изначально сторонником философского рационализма, "строгой научной философии" в духе Гуссерля, ко второй половине 20-х гг. Шпет стал уделять больше внимания эмпирическим исследованиям (ратовал, в частности, за эмпирическое искусствознание как знание о фактах). Он толковал этническую психологию как социальную, описательную науку, противопоставляя ее психологии антропологической, объяснительной, субстанциальной.

Константин Николаевич Корнилов (1879 - 1957) в 1923 - 1930 и 1938 - 1941 гг. был директором Института психологии. Его основные труды: "Учение о реакциях человека с психической точки зрения ("Реактология") (1921); "Современная психология и марксизм" (1924); "Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма" (1929). В них он стремился перестроить психологию, опираясь на марксизм, однако при этом упрощал и примитивизировал связь психологии и диалектики и не смог избежать вульгарно-материалистических и вульгарно-социологических обобщений.

Павел Петрович Блонский (1884 - 1941) с 1919 по 1931 г. был профессором созданной им Московской академии народного образования (Академии социального, а затем коммунистического воспитания). Основные труды: "Современная философия" (ч. 1 - 2, 1918 - 1921); "Школа и общественный строй" (1918); "Философия Плотина" (1918); "Очерк научной психологии" (1921); "Педология" (1925); "Психологические очерки" (1927). Первоначально приверженец неоплатонизма, он переходит на позиции "производственной философии", полагая, что философия будущего станет наукой практической, действенной, в основе своей экспериментальной, сменив тем самым философию как мировоззрение, науку теоретическую и созерцательную.

Алексей Федорович Лосев (1893 - 1988) выпустил ряд книг в период, когда в полном разгаре была дискуссия "диалектиков" и "механистов"; он открыто заявил о своей позиции в этих спорах: осудил упрощенческую позицию ("редукционизм") "механистов", радикально противопоставил диалектику формальной логике и т. д., но вместе с тем резко критиковал тогдашний советский диалектический материализм, объявил его "особого рода мифологией", отождествив его с "буржуазной абстрактной метафизикой". Свою позицию Лосев называл точкой зрения "чистой диалектики", под нею он понимал диалектику, уходящую своими корнями в античную диалектику, но переведенную на язык современного научного сознания. Его философские труды 20-х гг. не выходили за рамки идеализма. Как показал дальнейший жизненный путь Лосева, он, несмотря на выпавшие на его долю тяжелые испытания, стал выдающимся русским философом, хотя его взгляды и оставались противоречивыми .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...