а) Не менее четко в декабризме выразилась потребность нравственного, этико-философского обоснования идеи революции. С самого начала возникли два подхода - материалистический и религиозно-деистический. Сторонники первого подхода - "ярые материалисты", - признавая религию "более вредною, нежели полезною", считали, что "надежда на будущую жизнь отвращает от просвещения, питает эгоизм, способствует угнетению и мешает людям видеть, что счастье может обитать и на земле" [Н.А. Крюков]. По их мнению, "для собственной славы Бога, при виде зла, покрывающего весь мир, если бы даже Бог существовал - нужно было бы его отвергнуть" [А.П. Барятинский]. Неудивительно, что когда речь заходила о возможности "действовать на русских солдат религиею", чтобы "внушить им ненависть к правительству", декабристы-атеисты резко возражали: "Если ему (народу. - A.3.) начнут доказывать Ветхим заветом, что не надобно царя, то, с другой стороны, ему с малолетства твердят и будут доказывать Новым заветом, что идти против царя, значит, идти против Бога и религии" [И.И. Горбачевский]. Вместо религии они предлагали опираться на вечевые традиции древней Руси, видя в них не только исторический, но и нравственный прецедент в пользу свержения самодержавного деспотизма.
б) Религиозно-деистический подход нашел выражение в "Русской правде" П.И. Пестеля (1793-1826). В ней провозглашалось, что первоначальная обязанность человека состоит в сохранении своего бытия. Таково требование естественного разума, и оно согласуется со "словами евангельскими", заключающими весь закон христианский: люби Бога и люби ближнего, как самого себя, - словами, вмещающими и любовь к самому себе как необходимое условие природы человеческой, закон естественный, следовательно, обязанность нашу". Отсюда Пестель выводил право каждого человека на противодействие любым злодеяниям, в том числе правительственным. Целью государственного правления, на его взгляд, должно быть "возможное благоденствие всех и каждого"; а это достижимо лишь при условии, если постановления правительства пребывают в "таком же согласии с неизменными законами природы, как и со святыми законами веры".
Пестель самым решительным образом расходился с официальным, церковным богословием. Его социологические обобщения, во-первых, всецело выражены в духе теории естественного права и просветительского деизма, во-вторых, носят последовательно антимонархический, демократический характер. Пестель не сомневался, что народное республиканское правление более соответствует христианской истине, нежели монархическое, самодержавное. Еще будучи воспитанником Пажеского корпуса, он "подвергал рассуждению о значении помазания Вашего Величества", как писал в своем доносе Александру I его наставник Клингер. В "Русской правде" этот юношеский антимонархизм получил законченное выражение: " .Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства".
Развитием этой идеи стала проблема государственного устройства России. Пестель - противник федеративной системы, на которой настаивал глава "Северного общества" Н.М. Муравьев. С его точки зрения, естественное равенство еще не гарантирует народам равенства политического. Он различал право народное и право благоудобства. Первое составляет привилегию народов многочисленных, способных пользоваться "самостоятельною политическою независимостью", второе распространяется на народы, слабые по своему составу, а стало быть самой судьбой предназначенные к покровительству более сильной нации. Право благоудобства отвечает лишь видам безопасности, а не "тщеславного распространения пределов государства". Пестель в принципе отвергал имперское сознание. Однако исходя из своей системы, он объявлял "мнимым и несуществующим" право народности для всех россиян, кроме русских, и потому настаивал на сохранении "неразделимой", унитарной государственности в России после революции. Возражения, которые он выдвигал против федеративного устройства, сводились в главных чертах к двум моментам: 1) в федеративном государстве верховная власть лишена действительных законодательных функций ("не законы дает, но только советы"); 2) каждая федеративная область, обладая известной автономией, будет непременно претендовать на роль маленького государства или княжества. "Слово государство при таком образовании, - писал Пестель, - будет слово пустое, ибо никто нигде не будет видеть государства, но всякий везде только свою частную область .". Тем самым федерация неминуемо обрекалась на разрушение.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Глобальные проблемы современности
...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...