Идейно-философские течения политического радикализма
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Идейно-философские течения политического радикализма
Страница 6

Это не было материализмом, но это и не идеализм, не "идеалистический монизм", как думал Г.В. Плеханов. Герцен принципиально дистанцировался как от материализма (он упрекал "Локкову школу" за отрицание объективности разума, сведение "механики мышления" к отдельной, частной способности "одного типического человека"), так и от идеализма (его не устраивало то, что Гегель "хотел природу и историю как прикладную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и истории"). В философии он предпочитал среднюю линию - рационалистического реализма, который принимал установку идеализма на объективацию разума, но делал это в интересах антропологизации, гуманизации природы. По существу Герцен выражал то же умонастроение, что и Галич; в этом смысле они оба - предтечи философии русского космизма. "Это треть всей русской литературы", - говорил о Герцене Л.Н. Толстой. Печь для бани дровяная каскад воронеж бани.

в) Вслед за Герценом теорию русского, или крестьянского социализма разрабатывал Н.Г. Чернышевский (1829-1889). Он также считал возможным для России миновать капитализм, непосредственно перейти к социализму. К такому убеждению его приводил анализ поземельных отношений на Западе, который он осуществил на основе гегелевской диалектики. Чернышевский высоко ценил идею немецкого философа о том, что высшая степень развития по форме сходна с его началом. Развертывая далее аргументацию, он строил следующую триадическую схему:

"Первобытное состояние (начало развития). Общинное владение землею". Чернышевский опровергал славянофилов, признававших общинное устройство "прирожденною особенностью русского или славянского племени". Оно, на его взгляд, составляло принадлежность всех народов в древнейшие периоды их исторической жизни. Общинное владение землей, писал он, "было и у немцев, и у французов, и у предков англичан, и у предков итальянцев, словом сказать, у всех европейских народов", но впоследствии, с усложнением общественных отношений, "оно мало-помалу выходило из обычая, уступая место частной поземельной собственности". При общинном строе человеческий труд не был связан с личным наделом земли и не требовал затрат почти никаких капиталов.

"Вторичное состояние (усиление развития). В этом периоде земледелие возвышается на новую стадию, которой не знала Россия. Она осталась при прежней общинной системе, не пытаясь подражать Западу в интенсивности и разнообразии жизни. Тем временем на Западе земля из общинной собственности превращается в частную, поступает в неотъемлемое владение отдельного лица. Вначале такая хозяйственная форма была вполне прогрессивной и служила "источником правильного дохода". Но усиливающаяся торгово-промышленная деятельность производит громадное развитие "спекуляции", охватывающей все отрасли хозяйства, включая земледелие. Вызванные спекуляцией перемены приводят к тому, что "личная поземельная собственность перестает быть способом к вознаграждению за затрату капитала на улучшение земли". Отныне обработка земли начинает требовать таких капиталов, которые превышают средства огромного большинства земледельцев, а земледельческое хозяйство приобретает такие размеры, которые далеко превышают силы одного хозяйства. Уничтожаются существовавшие раньше преимущества частной поземельной собственности.

Из недр вторичного состояния вырабатывается третья, высшая ступень, сходная с начальным, первичным состоянием. То, к чему Запад пришел вследствие трудной и сложной эволюции, России сохранила в неизменности с первобытных времен, и для ее возрождения необходимы лишь политические перемены. Общинное владение, заявлял Чернышевский, "представляется нужным не только для благосостояния земледельческого класса, но и для успехов самого земледелия: оно оказывается единственным разумным и полным средством соединить выгоду земледельца с улучшением земли и методы производства с добросовестным исполнением работы". Это и означает достижение социализма, о котором мечтает Запад и который так просто, так легко может осуществиться в России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...