Идейно-философские течения политического радикализма
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Идейно-философские течения политического радикализма
Страница 3

При всей достоверности и убедительности, подтвержденной и опытом двадцатого столетия, политический унитаризм Пестеля не был воспринят русской радикальной идеологией, всегда страшившейся централизации как источника развития деспотической власти. И революционные демократы, и народники, за исключением Ткачева, остались верны федеративным идеалам. Подлинными наследниками Пестеля, по сути дела, явились "русские марксисты", большевики, использовавшие "октябрьский переворот" 1917 г. для "принуждения, вколачивания" [В.И. Ленин] тоталитарно-диктаторской государственности.

в) Среди декабристов были и настоящие философы, проявлявшие интерес к метафизическим проблемам. К ним, в частности, принадлежал М.А. Фонвизин (1788-1854), родной племянник великого русского комедиографа. В своих сочинениях, написанных большей частью в сибирский период, он выступал за "восстановление" первоначального христианства, признавая его вполне "сходствующим с образованностью Запада нынешних времен". Вершиной этой образованности казалась ему философия Канта, которой "не противоречит и учение Христово". Из соединения христианства и "критической философии" он намеревался создать "здравую" философию, способную заменить "суеверное" учение церковного православия.

Выбором Канта объяснялось и критическое отношение Фонвизина к системе Гегеля; он причислял ее к разряду "исторических предубеждений", оправдывающих всякую существующую власть. "В политике Гегель, - писал декабрист, - был в высшей степени консерватор, поборник монархического начала и противник народодержавия . всех республиканских теорий и государственных переворотов . на это метит его известная философская формула: .все разумное - реально, существенно, действительно, и, наоборот, все действительное, реальное - разумно". В своем понимании Гегеля Фонвизин перекликался с революционными демократами.

Подлинная, или "здравая" философия является "высочайшей наукой", она сообщает другим наукам "свои начала". Все, что есть "высшего" в других науках, "условливается" тем высшим, которое "сознается" только философией и благодаря которому философ "усматривает предмет мира". Ни частное, ни особенное не входит в сферу философии. Она объемлет все научные законы "в их происхождении" и, вследствие этого, может быть названа "наукой наук". Основательное изучение философии должно предшествовать изучению всякой другой науки.

Потребность в философии, считал Фонвизин, вызывается не одними лишь научно-практическими соображениями и целями; она проистекает прежде всего из человеческого стремления постичь "чисто гуманное" - то, что "возносится над опытом и что определяется идеей". Это "гуманное" и есть, собственно, "мудрость" - "высший плод философии". Философия объемлет и знание, и "действование (нравственные поступки)", является целостным осмыслением материально-объективного мира и моральной системой, основывающейся на том "высшем", которое постигается только посредством интуиции ("высшего ведения"), исключающей всякое эмпирическое содержание. Это "высшее" суть не что иное, как богооткровенная цель мира природного и нравственного, и философия, давая "здравое" понятие об этой цели, может "приуготовить сердечную почву к принятию семян веры, возбудив в человеке желание самопознания и предоставя ему идеал того, что он должен быть".

Мыслитель-декабрист строго различал "позитивный" и этический аспекты философии, ибо отрицал возможность обосновать мораль на научных принципах. Наука, по его мнению, имеет дело исключительно с "вещами", бытие которых временно и относительно; поэтому и знание не может быть безусловным, абсолютным. Мораль же исследует "важнейшие вопросы человеческого бытия": о свободе воли и происхождении зла, о человеке и его назначении, о цели соединения людей в гражданские общества и т.д. А эти вопросы не связаны с обыденным человеческим опытом и находятся вне компетенции науки. Они с рождения присущи "нашему внутреннему чувству", и их восприятие "есть дар благодати - вера", которая бывает истинной лишь тогда, когда человек перестает быть "вещью", становится свободным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...