Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток физиологического, которое в свою очередь "запускается", приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добр, при других - зол. Чтобы направить его в сторону нравственного развития, необходимо прежде всего изменить реальные условия жизни, преобразовать социальность.
Предпринятый Чернышевским "научный анализ" нравственности, сильно стимулировавший рост революционных настроений в русском обществе, привел одновременно к размежеванию морали и политики. Чернышевский как бы награждал человека пожизненной индульгенцией, освобождавшей его от "внутреннего голоса", самооценки. Для такого человека страсть к разрушению превосходит страсть к творчеству, духовному совершенству. Он превращался исключительно в политическое существо, не связанное ни с какой традиционной моралью, ни с какой нравственной нормой.
На примере Чернышевского и его последователей, в числе которых были и русские марксисты, видно, что сам по себе гуманизм, сколь бы возвышенными не казались его стремления, еще не в состоянии облагородить человека, если его внутренние убеждения находятся в разладе с нравственностью, моралью. Он в конечном счете непременно приводит к нигилизму, причем не только социальному, но и духовному. А это уже тупик, высший предел самоутверждения человека, когда, по выражению Н.А. Бердяева, "гуманизм переходит в антигуманизм".
3. Философская деградация русского политического радикализма достигла своего апогея в революционном народничестве.
Рубежом, отделившим народничество от революционного демократизма, стала крестьянская реформа 1861 г. Фактически это была "революция сверху", которая в корне подорвала разночинскую веру в народную революцию и укрепила народную веру в царя. Правительству удалость настолько прочно стабилизировать крестьянсткую общину, что ее позднее не смог разрушить даже П.А. Столыпин, мечтавший о повсеместных "отрубах". Было положено начало другому процессу - пауперизации, обнищанию дворянского сословия. На Западе этот процесс затронул в основном крестьянские массы, которые, переселяясь в города, преобразовывались в пролетариат, создавая очаги революционаризма. Неслучайно в России боялись подобной "европеизации", и не только консервативные, но и либеральные элементы выступали против "язвы пролетариатства". Но поистине: "гони природу в дверь, она влетит в окно"! Ослабив напряжение крестьянства, правительство подтолкнуло к революционизированию русское дворянство.
Вторично в девятнадцатом столетии дворянство отождествило свой собственный интерес с народным, выступив против самодержавия. Сперва это был декабризм, теперь - революционное народничество. Но если в декабризме "народ остался безучастным зрителем" [А.И. Герцен], то народничество жаждало сближения с народом, превращения его в "базис" революционного движения. На его знамени был начертан лозунг: "перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа" [П.Л. Лавров]. Отсюда две крайности, столь поражающие в народничестве: с одной стороны, неимоверное опрощение, "философский нигилизм", пронизывающий сознание даже самых его высокоодаренных теоретиков, а с другой - напряженный индивидуализм и субъективизм, " критически мыслящая личность". Из-за невозможности соединить эти крайности, народничество пренебрегало логикой мысли, предпочитая логику "хождения в народ", дела. В конечном счете всю ставку оно сделало на террор, насилие одиночек, и убийством императора Александра II 1 марта 1881 г. завершило свою трагическую эпопею.
а) Характерный для народничества философский нигилизм впервые обрел своего защитника в лице Д.И. Писарева (1840-1868). По известной шутке историка М.П. Погодина, "Полевой роди Белинского . Белинский роди Чернышевского . Чернышевский роди Писарева, который дошел до нельзя́". К этому можно было бы добавить, что Писарев роди Лаврова и Ткачева, Ткачев роди Ленина.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...