Идейно-философские течения политического радикализма
Книги, статьи по философии / Лекции по истории русской философии - Замалеев А.Ф. / Идейно-философские течения политического радикализма
Страница 9

Писарев объявлял себя приверженцем "полнейшего материализма", или реализма, который, на его взгляд, всего более способен привиться к русскому уму. Его главный принцип составляет очевидность: "Невозможность очевидного проявления исключает действительность существования". В этом плане материализм смыкается с точными науками, ограждая себя от "всякой умозрительности" и "диалектических доказательств". Писарев называл это "экономией умственных сил", вызванной необходимостью увеличить "количество хлеба, мяса, одежды, обуви, орудий и всех остальных вещественных продуктов труда". Ничто другое не может быть целью мышления - кроме вопроса о голодных и раздетых людях. "Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво", - так формулировал задачу Писарев, провозгласивший культ утилитаризма и отрицания.

б) Точно так же рассуждал о философии П.Н. Ткачев (1844-1886). "В настоящее время, - писал он, - можно сказать почти с безусловной достоверностью, что философия потеряла свой кредит в глазах каждого здравомыслящего человека . Серьезно заниматься философией может теперь или человек полупомешанный, или человек дурно развитый, или крайне невежественный". Философию он причислял к разряду "неопределенных отвлеченностей" и требовал замены ее на науку. С его точки зрения, допустимо лишь существование "философии природы", тождественной "науке о природе". Она может, пока еще не достигнуто полное знание о реальной действительности, вносить определенное единство и целостность в индивидуальные мировоззрения людей, хотя и не без примеси "ученой эквилибристики". Сугубо "научная" установка Ткачева держится на его гносеологическом индуктивизме. На его взгляд, познание не имеет никаких других исходных точек, кроме наблюдения и сравнения. Всякая дедукция не только антинаучна, но и антисоциальна: она уводит человека в "схоластические дебри", мешает его "производственной деятельности". Поэтому и философствование есть "эксплуатация человеческой глупости", а следовательно, оно возмутительно и безнравственно.

В столь же однозначных, жестких категориях выдержана политическая теория Ткачева. Как и все народники, он принимал крестьянскую общину в качестве "краеугольного камня" будущего общественного строя, однако сам этот строй уже представлял себе существенно иначе: не социалистическим, а коммунистическим. Конкретно процесс превращения общины в коммуну Ткачев изображал так. Сперва "революционное меньшинство", воспользовавшись "разрушительно-революционною силою" народа, захватывает политическую власть. Затем оно создает "революционное государство", которое наделяется двоякими функциями: "разрушительной" и "устроительной". Революционное государство прежде всего "уничтожает консервативные и реакционные элементы", после чего приступает к осуществлению социальной революции путем проведения постепенных реформ во всех сферах общественной жизни. На первом месте стоит задача пересоздания крестьянский общины в общину-коммуну. Для этого должна быть произведена "экспроприация орудий производства", находящихся в частном владении и передача их в общее пользование. Кроме того, необходимо отменить буржуазный принцип распределения по труду и ввести принцип распределения по "братской любви и солидарности". Эти меры позволят укрепить коммунистические начала, придать им необратимый характер. Следовательно, будущее общество никак не связано с идеалами русского крестьянства. Ткачев это хорошо понимал. "Самое полное и беспрепятственное применение их к жизни, - писал он, - мало пододвигнет нас к конечной цели социальной революции - к торжеству коммунизма . Эта роль и значение принадлежат исключительно революционному меньшинству".

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...