3. Московская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 3. Московская духовная академия
Страница 1

Московская духовная академия была создана в 1814 г., но исторически восходит ко времени образования Славяно-греко-латинской академии (1685). В 1985 г. она отметила свой трехсотлетний юбилей. Первым профессором философии в академии был выпускник Санкт-Петербургской академии В. И. Кутневич. На протяжении всего XIX в. философскую кафедру академии занимали лишь три профессора - Ф. А. Голубинский, В. Д. Кудрявцев-Платонов, А. И. Введенский. Их творчеством была создана московская школа философского теизма, ставшая высшим достижением русского духовно-академического философствования.

Федор Александрович Голубинский (1797/ 1798-1854) родился в семье священника, окончил Костромскую семинарию, а затем Московскую духовную академию. Став профессором, в течение 36 лет преподавал целый комплекс философских дисциплин (введение в философию, метафизику, онтологию, гносеологию, космологию, умственное богословие, метафизическую и эмпирическую психологию, нравственную философию и историю философских систем). При жизни философ опубликовал всего две статьи. Его "Лекции по умозрительному богословию", "Умозрительная психология", "Лекции философии" (4 вып.) были опубликованы по студенческим записям уже после его смерти.

Голубинский создал философскую систему, которую называл учением о Бесконечном Существе. Его теоретическими источниками были платонизм, святоотческая традиция и сложный конгломерат западноевропейских философских, как рационалистических, так и мистических, воззрений. Под философией Голубинский понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины, а круг ее проблем как три особые области: исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего. "Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus) под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах, законах и целях . направленная к тому, чтобы возбудить в духе человеческом, воспитать и направить любовь к премудрости божественной и человеку предназначенной".

Рациональная в своей основе философия, по Голубинскому, нуждается и в сверхъестественном Откровении, которое в наиболее полном виде содержалось в учении учителей и отцов православной церкви. Но для того, чтобы человеку была понятна возможность Откровения и чтобы оно воспринималось им как истина, нужно особое состояние его личностного восприятия. Философская система Голубинского о Бесконечном Существе носила ярко выраженный онтологический характер, подчиняя себе как второстепенное все гносеологические и антропологические проблемы философской метафизики. Общую задачу метафизики мыслитель видел в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, систематизировать знания о свойствах Бесконечного Существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделялась Голубинским на онтологию, богословие, умозрительную психологию, или пневматологию, и космологию. Он считал, что душа, как и внешний мир, подлежит ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой - категориями и законами разума.

Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828-1891) родился в семье полкового священника, в 1852 г. окончил Московскую академию. После кончины Ф. А. Голубинского в 1854 г. он занимал кафедру метафизики, преподавал курсы введения в философию, гносеологии, рациональной теологии, космологии, рациональной психологии, нравственной философии, логики, истории древней философии.

Кудрявцев-Платонов, известный как систематизатор теистической философии, много и охотно писал, собрание его сочинений было издано в трех томах, а основные идеи философского учения получили название системы трансцендентального монизма. В основной своей работе "Начальные основания философии" главную задачу философии он усматривал "в решении вопроса о сущности, последнем основании и цели бытия". Согласно с требованием научно-философского метода, решение этой задачи возможно после предварительного исследования вопроса о познании, его возможности, достоверности и границах. "После такого исследования философия должна перейти к учению о бытии . На основании требований разума и опыта мы должны признать существенное различие двух основных начал бытия: духа и материи, гармонически объединенных в высшей, существенно отличной от них первопричине бытия - Боге. Такое воззрение, которое мы назвали трансцендентальным монизмом, должно служить для нас основанием к разделению философского учения о бытии на три части: 1) учение о Боге (естественное богословие); 2) учение о мире физическом (космология) и 3) учение о мире духовном (рациональная психология)". Если содержанием философии выступает истина, которая являет собой общность идеальной и феноменальной сторон предмета, размышлял он, то саму философию можно определить как "науку об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, к их видимой связи и появлению в бытии феноменальном".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...