Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили / Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Страница 1

Русское искусство всегда обладало достаточно глубоким и очевидным философским подтекстом. До начала XIX в. его огромное значение в выражении философского мировоззрения нации было связано с тем, что философия еще не выделилась в особую сферу, независимую от догматического богословия и церкви. Однако, как мы видели на примере творчества Достоевского, Толстого, Шестова, Розанова, оно продолжало оставаться важным фактором и в период интенсивного создания философских концепций в XIX - начале XX века. После же воцарения идеологической диктатуры искусство вновь стало играть особую роль в процессе осмысления нацией своей исторической судьбы, своих трагических заблуждений и ошибок, точно так же как и своих возвышенных дерзаний и святых идеалов. Уже русский авангард, ворвавшийся в культуру России вместе с революцией, нес в себе глубокое философское содержание, связанное с осознанием великого предназначения человека в мире (см. раздел 5.2). Однако вступление России в советскую эпоху в 30-е годы было связано с устранением всего слишком очевидно противоречащего новой модели жизни. Даже искусство не могло говорить о важнейших проблемах истории и человека слишком прямо. Тем не менее у самых талантливых художников философское осмысление мира совершенно естественно вырастало из художественной ткани их произведений (здесь можно упомянуть Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Кузьму Петрова-Водкина, Дмитрия Шостаковича и многих других).

Среди художников 20-40-х годов особенно сложные философские идеи мы находим в произведениях Андрея Платоновича Платонова (1899-1951). Быть может, никто из русских художников XX в. не осмыслил более глубоко истоки русской революции и ее поистине метафизический смысл, чем Платонов. В его прозе нашли себе продолжение и определенное завершение те размышления о человеке, смысле его жизни, смерти и бессмертии, которые в русской литературе и философии велись на протяжении полутора столетий, - от А. Радищева до Л. Толстого, Ф. Достоевского и Н. Федорова.

Особенно ясно эти размышления звучат в романе "Чевенгур" (1929) и повести "Котлован" (1930). Герои Платонова - плоть от плоти самого народа, и их устами говорит сама народная душа, говорит о самых сокровенных своих устремлениях, о том, что стало привычным называть русской идеей. В русской революции, понятой не как коварный замысел узкой группы идеологов, "обольстивших" народ, а как устремление широких народных масс, русская идея получила, быть может, не совсем адекватное, но очень яркое выражение, и герои Платонова наглядно демонстрируют связь метафизической глубины народной жизни с разрушительно-созидающей; ищущей стихией революции. Для наивно-мудрых персонажей "Чевенгура" большевистская революция и начало реализации идеала коммунизма в России означают не больше не меньше как воплощение в земной жизни людей идеала бессмертного существования. Подобно тому как Чаадаев решительно заявлял, что подлинный смысл христианского идеала есть "жизнь без смерти, а вовсе не жизнь после смерти" (см. раздел 3.1), а герой Достоевского был готов стать учителем новой веры, обещающей вечную жизнь не за гранью смерти, а по сю ее сторону (так что состояния "по ту сторону" и "по сю сторону" будут уравнены и "будет все равно, жить или не жить"; см. раздел 4.6), так и персонажи "Чевенгура" не сомневаются в том, что революция преобразила саму онтологию нашего бытия - вырвала у смерти ее "жало".

Главный герой "Котлована" Вощев постоянно собирает трупы жуков и растении, один из героев "Чевенгура" предполагает время от времени раскапывать могилу своего сына и смотреть на него - в этих деталях проступает отношение к смерти как неабсолютной грани, за которой как-то продолжается обычное телесное бытие, и возможен возврат к прежнему состоянию. Самым выразительным символом новой русской веры, которую несут в себе герои Платонова, является Мавзолей, где лежит "нетленный Ленин": "науку ждет" - "воскреснуть хочет". Здесь намечается страстный порыв к новой реальности, в которой будет осуществлено то, что традиционное христианство и традиционный рационализм, пролагающие незыблемую грань между духовным и телесным, конечным и бесконечным, смертным и вечным, в которой сойдутся в одном жизненном пространстве, в акте живого, иррационального бытия Земля и Небо, сфера человеческого и сфера божественного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...