Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили / Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Страница 3

Важнейший пункт мировоззрения Тарковского - это представление о том, что источником и разрушительных, и созидательных сил бытия является человек. Источником зла в каждом человеке является его стремление к обособлению и господству над окружающим миром и другими людьми. К каким разрушительным последствиям ведет это стремление, Тарковский показывает в истории вражды и борьбы за власть двух братьев-близнецов - князя Владимирского (Великого князя) и князя Звенигородского (Малого князя). В фильме один и тот же актер играет обе роли; абсолютное тождество братьев, ослепленных непримиримой враждой, символически выражает глубокую философскую идею: непримиримые противоречия и конфликты содержатся в душе каждого человека, разрывают его на части и приносят беды и зло окружающим людям.

Но человек также является источником не менее могущественных сил, которые способны преобразить мир, сделать его более совершенным и гармоничным. Важнейшей из этих сил является любовь. Символическое изображение любви как космической силы, обеспечивающей единство человека с природой и преодолевающей смерть, содержится в эпизоде "Праздник". В этом эпизоде обнаженные юноши и девушки совершают языческий обряд любви и затем купаются в реке; они отправляют в плаванье лодку с куклой, символизирующей смерть, которая перестала быть опасной для людей.

Высшим образцом любви в фильме выступает жизнь Иисуса Христа, который жертвует собой ради всех людей. С помощью истории Иисуса Тарковский показывает, что любовь только тогда может реально преобразить мир, сделать мир и людей более совершенными, когда она реализуется в акте самопожертвования. Совершая этот акт, человек окончательно преодолевает негативные силы обособления и зла, присутствующие в его душе, и тем самым гарантирует победу сил добра во всем мире. Это означает, что преображение мира к более совершенному, идеальному состоянию может осуществиться только с помощью непрерывной цепи жертвенных актов, совершаемых людьми ради всех других, ради всего мира. Именно этот вывод является главным в философском мировоззрении Тарковского. Сюжетная линия "Страстей по Андрею" построена на изображении актов самопожертвования, совершаемых самыми различными людьми. В прологе показана гибель простого крестьянина, который построил воздушный шар и совершил на нем единственный полет, выступающий как символ стремления человека к идеалу. Два главных героя фильма - Андрей Рублев и колокольный мастер Бориска - предстают как люди, которые по-своему повторяют жертву Христа и тем самым продолжают непрерывную цепь актов самопожертвования, ведущую к преображению мира. В жизни Андрея Рублева его самопожертвование реализуется как 15-летнее молчание, необходимое для духовного сосредоточения, концентрации личности; оно разрешается творческим взлетом - Рублев создает иконы, в которых показывает людям идеал, абсолютно гармоничное состояние мира и человека.

В фильме "Зеркало" Тарковский дает художественное выражение своим философским взглядам на структуру личности. Подобно большинству русских философов начала XX в., испытавших влияние Бергсона (Ильин, Франк, Карсавин, Бердяев и др.), Тарковский считает, что каждая личность существует не только во времени, в земном мире, но и в вечности, в вечном измерении бытия. В этом смысле он, безусловно, верит в бессмертие человека, однако его представление о бессмертии имеет мало общего с каноническим христианством. В данном случае его взгляды близки к взглядам Достоевского (см. разделы 4.5-4.6). "Временное" и "вечное" измерения личности имеют одинаковое значение и дополняют друг друга, цельность личности определяется тем, насколько полно ее вечная сущность реализуется во времени. Кроме того, личность не является совершенной даже в вечном измерении своего бытия и поэтому должна бороться за совершенство как в измерении времени, так и в измерении вечности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...