Доменико просит Андрея совершить странный поступок: пройти со свечой через старинный бассейн в его городе. Несмотря на то что этот поступок нелеп и кажется абсолютно бессмысленным, Андрей соглашается сделать это. Финал фильма оказывается трагичным. В то время как в Риме Доменико сжигает себя, призывая "нормальных" людей прислушаться к словам таких, как он ("больных", "сумасшедших" с точки зрения современной цивилизации), и изменить свою жизнь, Андрей выполняет просьбу Доменико и, пройдя через бассейн с зажженной свечой, умирает от сердечного приступа. Эти две смерти, соединившись друг с другом, символизируют ту же идею, которая присутствовала в предыдущих фильмах: человек может осуществить свое высшее предназначение в мире только с помощью самопожертвования; только акты самопожертвования различных людей, соединившись в одну цепь, могут "скрепить" бытие, спасти его от разрушения и гибели. Причем эти акты не обязательно должны иметь какую-то глубоко осмысленную и яркую цель. Желание обладать ясной целью для каждого своего поступка основано на убеждении, что человек всегда способен с помощью своего разума дать точную оценку ситуации, в которой он пребывает и в которой пребывает весь мир. Современная цивилизация не сомневается в этом принципе, но Тарковский признает его неправильным. Андрей Горчаков верит в правду Доменико точно так же, как апостолы верили в правду Иисуса Христа. Совершая непонятный ему поступок, он надеется, что в соединении с такими же поступками других людей тот обретет высший смысл, превосходящий все, что доступно разуму. Последние кадры фильма как бы подтверждают существование этого высшего смысла - может быть, за пределами земного бытия, в вечном измерении бытия. Мы видим Андрея неподвижно сидящим в центре странной архитектурной конструкции, совмещающей в себе образ его родного дома, оставшегося в России, и образ разрушенного итальянского храма, - символ соединения всех сфер и измерений бытия в вечности и символ центрального положения человека в цельном бытии. В последнем фильме "Жертвоприношение" Тарковский с еще большей прямотой выразил свое мнение об опасности того противостояния разума и веры, которое стало привычным для современной цивилизации и которое препятствует обретению подлинной и спасительной веры. Этот фильм - единственный, в котором Тарковский изображает начало катастрофы, которая должна разрушить весь мир. Человечество слишком далеко зашло по ложному пути и приближающуюся гибель уже почти невозможно остановить. Монологи главного героя фильма Александра посвящены почти исключительно этой теме: современная цивилизация признает только рациональное отношение к миру и имеет в качестве цели только жизненные блага и комфорт. Александр видит все недостатки человеческой жизни, однако он не понимает, как можно их исправить. Даже его собственная жизнь не может быть признана "правильной"; Александр отделился от мира, замкнулся в себе, но не нашел дела, которое стало бы его судьбой. Однако именно в тот момент, когда, казалось бы, уже ничего невозможно сделать, поскольку катастрофа началась и где-то рядом в атомном пожаре гибнут города и страны, Александр открывает в себе способность к вере; он обращается к Богу с молитвой, в которой просит вернуть мир в состояние до катастрофы, обещая ради этого отдать все самое ценное, что есть в его жизни, и принять обет вечного молчания.
Просьба Александра оказывается выполненной. Появляется загадочный почтальон Отто и говорит, что знает путь спасения мира: Александр должен пойти в дом к служанке Марии и вступить с ней в любовную связь. Так как Мария ведьма, она способна изменить прошлое и вернуть мир в состояние до катастрофы. Александр принимает за истину это нелепое предположение и выполняет все, что требует Отто. Проснувшись утром следующего дня, он обнаруживает, что мир вернулся в прежнее благополучное состояние.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...