<Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии / <Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Страница 8

Другим важным принципом науки является требование количественного подхода к исследованиям. Везде, где это возможно, необходимо проводить как можно более точные измерения и расчеты. Это тоже касается как дедуктивных, так и индуктивных наук. И этим вызвано то обстоятельство, что математика в большей или меньшей мере проникла в область всех экспериментальных наук: ведь результаты экспериментов должны быть, насколько это возможно, подвергнуты количественной оценке, должны быть выражены в числах и формулах. Поэтому математические методы используются и в физике, и в химии, и в биологии, и в социологии, и даже в психологии, языкознании и лингвистике.

Гуссерль обращает внимание на то, что применение математических методов в естественных науках нового времени тесно связано с принципом идеализации природных явлений. Ученые считают, что все явления природы суть большие или меньшие приближения к разного рода идеальным сущностям, которые сами по себе в природе не существуют и не могут быть экспериментально обнаружены, но которые могут быть открыты и описаны с помощью нашего абстрактного мышления. Именно применительно к этим абстрактным и идеальным сущностям и формулируются учеными все точные законы и пишутся все точные формулы и уравнения. Гуссерль отмечает, что принцип идеализации природных явлений присущ европейскому духу изначально. Античная геометрия уже имела дело только с идеальными сущностями. В природе нет ни геометрических точек, ни геометрических линий, ни соответствующих им плоскостей, треугольников, квадратов, кругов, пирамид, кубов и шаров, а имеются только приближения к ним. Между тем все числовые соотношения, выведенные в «Началах» Евклида, формулируются применительно к идеальным точкам, линиям, плоскостям, фигурам и телам. Это значит, что в реальной природе эти соотношения никогда и нигде не выполняются точно, а всегда и везде лишь с большей или меньшей погрешностью.

В науке нового времени метод идеализации применяется самым широким образом. Все основные законы механики, оптики, молекулярной и атомной физики, химии, биологии и других естественных наук сформулированы применительно к идеальным объектам соответствующих наук. Такие объекты, как идеальное трение, идеальный газ, абсолютно черное тело и т. п. в изобилии встречаются в науке. Что касается реальных природных предметов, то отношения между ними лишь приблизительно соответствуют научным законам.

Мы уже говорили, что современная наука высоко ценит количественные методы исследования природы. Между тем принцип идеализации дает о себе знать в самой теории и практике измерений. Всякий, кто хотя бы немного сталкивался с этим делом, знает, что не существует абсолютно точных измерений ни в какой научной области. Нет таких измерительных приборов, при помощи которых можно было бы измерить длину, вес, скорость движения, напряжение или силу тока и т. п. без погрешностей. Какой бы физический, химический, биологический и т. п. параметр мы ни взяли, ни один из них не может быть нами измерен без той или иной погрешности. Перед создателями и изобретателями измерительных приборов всегда стоит и будет стоять задача предельно уменьшить погрешность своих приборов. Но до идеала никто из них никогда не дойдет.

Итак, предметом научных исследований является то, что может быть более или менее точно измерено, причем результаты исследований должны допускать возможность проверки. Общие положения науки должны быть выражены на языке математики, в виде формул и уравнений. Таковы основные требования методологии науки нового времени.

Исходную причину кризиса европейских наук Гуссерль усматривает в том, что деятели галилеевской науки имели неосторожность свои чисто методологические требования онтологизировать. Они стали утверждать, что только то, что допускает возможность своего исследования научными методами, существует реально и объективно. Все остальное было объявлено плодом чисто субъективных и наивных человеческих мнений и верований, результатом разного рода иллюзий и ошибок. Эта точка зрения немедленно нашла отражение и в философии нового времени: возникло то, что Гуссерль в своем «Кризисе европейских наук» назвал физикалистским объективизмом. По мнению Гуссерля, эта концепция наиболее четко проявилась в философии Джона Локка и, в частности, в его знаменитом учении о первичных и вторичных качествах.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...