<Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии / <Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Страница 10

Наиболее выдающимися представителями трансцендентального субъективизма Гуссерль считает Юма и Канта. Оба эти философа, каждый по-своему, углубили скептицизм трансцендентального субъективизма. Юм лишил объективной значимости отношение причинности, сведя его к нашей чисто субъективной привычке связывать постоянно следующие одно за другим представления. Что касается Канта, то он субъективизировал сами пространство и время: согласно его учению, ни то, ни другое вовсе не представляют собой свойства каких-либо вещей самих по себе, а суть всего лишь формы всех чувственных восприятий, т. е. чисто субъективные условия нашей чувственности. Кант ввел в язык философии нового времени термин «трансцендентальный», который Гуссерль использует для обозначения того направления философии нового времени (трансцендентальный субъективизм), к которому Кант принадлежит. Термин «трансцендентальный» Гуссерль применяет и для обозначения собственного философского учения: трансцендентальная феноменология. При этом надо отметить, что Гуссерль везде применяет этот термин в более широком смысле, чем это делал Кант, о чем сам же неоднократно и предупреждает читателей.

Учения Юма и Канта, как известно, оказали значительное влияние не только на всю позднейшую западную философию, но также на все мировоззрение европейского человечества вообще и на мировоззрение ученых, в частности. Ученые убедились в несостоятельности физикалистского объективизма, и их мировоззрение пропиталось субъективизмом и релятивизмом. Для науки XIX в. это особенно характерно. В начале упомянутого века возник позитивизм — общепризнанная философия науки того времени. Так вот, в его основе лежит юмизм, и характеризуется эта философия новой науки субъективизмом, скептицизмом и релятивизмом. Другое ведущее философское направление XIX века, неокантианство, как это следует из его названия, имеет своим предшественником Канта и характеризуется теми же чертами, что и позитивизм. Многие ученые XIX в. были неокантианцами.

Скептицизм и релятивизм — вот в чем видит Гуссерль кризис европейских наук. Эти черты присущи мировоззрению ученых XX в. не в меньшей степени, чем их коллегам, жившим в XIX в. Есть ли выход из этого кризиса? Могут ли быть побеждены релятивизм и скептицизм, разъевшие современное научное мировоззрение? Гуссерль утвердительно отвечает на этот вопрос. В своем «Кризисе европейских наук» он не только ставит диагноз болезни, но и предлагает лекарство от нее. Этим лекарством является трансцендентальная феноменология.

Здесь будет уместно напомнить о том, что релятивизм и скептицизм ведущих представителей науки и философии XIX в. стали для Гуссерля неприемлемыми еще в самом начале его философской карьеры. В первом томе «Логических исследований» (1900) он объединил все философские направления, которым в той или иной мере присущи субъективизм, релятивизм и скептицизм, под названием «психологизм» и объявил психологизму войну. Он был убежден, что далеко не всякая истина относительна, что имеется область абсолютных аподиктических (несомненных) истин, но она еще не найдена. Поиски области абсолютных истин, которые могли бы послужить аподиктической базой всех наук и философии, Гуссерль сделал задачей всей своей жизни. Вот основные труды Гуссерля, каждый из которых посвящен поискам аподиктической базы философии и всех наук: «Логические исследования», второй том (1901), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Формальная и трансцендентальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931). Постепенно Гуссерль убедился в том, что область абсолютных аподиктических истин может быть найдена только на пути трансцендентальной феноменологии. Феноменология «Логических исследований» еще не была трансцендентальной; Гуссерль позже называл ее дескриптивной. Переход к трансцендентальной феноменологии он совершил в «Идеях чистой феноменологии» и в дальнейшем занимался только ею.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...