<Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Классическая философия / Путь в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии / <Заключительное слово:> Философия как самоосмысление человечества и самоосуществление разума
Страница 5

Я. А. Слинин

КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: В ЧЕМ ОН СОСТОИТ И КАКИЕ СРЕДСТВА ПРЕДЛАГАЕТ ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ ДЛЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» — одно из произведений Гуссерля (1859—1938), изданных посмертно. Обширный рукописный архив Гуссерля сохранился усилиями его учеников. С 1950 года в Нидерландах начало выходить в свет многотомное собрание трудов Гуссерля («Гуссерлиана»), как опубликованных при его жизни, так и не опубликованных. Неопубликованные автором рукописи Гуссерля, по преимуществу, представляют собой разного рода черновики и конспекты лекций. «Кризис европейских наук» отличается от всех остальных рукописей Гуссерля тем, что эта рукопись готовилась автором к печати, она имеет «беловой вид» и почти закончена. К сожалению, смерть помешала Гуссерлю дописать последние главы «Кризиса». Таким образом, мы имеем дело с последним произведением Гуссерля. Это не черновик, не конспект, не что-то такое, что автор не собирался давать в печать. Если бы внешние обстоятельства ему не помешали, Гуссерль опубликовал бы эту рукопись приблизительно в том виде, в каком мы имеем возможность с ней познакомиться после того, как она была подготовлена к печати и издана его учениками в VI томе «Гуссерлианы» в 1954 году. О том, что предшествовало написанию «Кризиса европейских наук», о том, как Гуссерль его писал, и о том, как затем рукопись издавалась, из каких элементов состоит, подробно рассказано в предисловии издателя VI тома «Гуссерлиа-ны» В. Биммеля.

Книга Гуссерля многопланова, но главной ее темой является обсуждение радикального кризиса европейского человечества, свидетелем которого довелось быть автору «Кризиса европейских наук». О кризисе европейского духа, о радикальном переломе, происходящем в жизни европейского человечества, писали в то время многие. Вообще говоря, всякая эпоха, по-видимому, кажется тем людям, которые ее переживают, кризисной. Какое бы время ни взять, всегда найдется какое-нибудь сочинение, в котором автор сетует на то, что разразился кризис и что вот-вот наступит конец времен. Апокалиптические настроения свойственны любой эпохе. Однако бывают такие времена, когда подобного рода настроения имеют под собой реальную почву. В одну из таких эпох и жил Гуссерль. Его размышления о кризисе европейского человечества имеют реальную подоплеку. Первая половина XX века действительно была кризисной, и не только для европейского, но и для всего человечества. Впрочем, для европейского — в первую очередь. В социальном плане кризис выразился в виде двух мировых войн и знаменовал собой радикальный перелом в образе жизни людей. Коренным образом изменились как материальная, так и духовная жизнь людей, и изменение это проходило чрезвычайно болезненно. О надвигающемся кризисе предупреждали многие наиболее дальновидные мыслители еще во второй половине XIX в. О нем пророчествовал Ницше, о нем писал Карл Маркс. Когда кризис уже разразился, свой знаменитный «Закат Европы» опубликовал Освальд Шпенглер. «Кризис европейских наук» написан Гуссерлем перед самым началом второй мировой войны. Каждый из мыслителей, писавших о кризисе, определял его причину по-своему. В чем видел причину радикального кризиса европейского человечества Гуссерль?

Гуссерль полагал, что в основе жизненного кризиса европейского человечества лежит его духовный кризис. Духовный кризис новоевропейского человечества вызван тем, что в кризисное состояние пришло его научное мировоззрение. Гуссерль считал научное мировоззрение сутью новоевропейского духа. И вот приходится констатировать, что к концу XIX — началу XX века европейские науки и новейшая европейская философия пришли в состояние кризиса, и кризис этот в момент написания гуссерлевского «Кризиса европейских наук» продолжал обостряться и углубляться. В чем состоит этот кризис и есть ли шансы благополучно выйти из него? Если таковые имеются, то каким образом можно это сделать? Вот вопросы, которые ставит и пытается решить в своей книге Гуссерль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...