Эволюция принципа относительности
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Дополнения / Эволюция принципа относительности
Страница 3

Симпличио. - У одного простого движущегося [по поверхности Земли] тела может быть лишь одно движение, свойственное ему естественным порядком, а все другие движения совершаются случайно или через соучастие для гуляющего по кораблю собственным движением будет прогулка, а движением через соучастие - то движение, которое доставляет его в порт, куда он никогда не попал бы в результате своей прогулки, если бы корабль своим движением не доставил его туда.

Сальвиати. - Уединитесь с кем-либо из друзей в просторное помещение под палубой корабля _ подвесьте, далее, наверху ведерко, из которого вода будет падать капля за каплей в другой сосуд с узким горлышком, поставленный внизу. Пока корабль стоит неподвижно, наблюдайте прилежно, как мелкие летающие животные с одной и той же скоростью движутся во все стороны помещения; рыбы, как вы увидите, будут плавать безразлично во всех направлениях; все падающие капли попадут в подставленный сосуд, и вам, бросая какой-нибудь предмет, не придется бросать его с большей силой в одну сторону, чем в другую, если расстояние будет одним и тем же Прилежно наблюдайте все это, хотя у вас не возникает никакого сомнения в том, что пока корабль стоит неподвижно, все должно происходить именно так. Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки в ту или другую сторону) во всех названных направлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения и ни по одному из них не сможете усмотреть, движется ли корабль или стоит неподвижно. Прыгая, вы переместитесь по полу на то же расстояние, что и раньше, и не будете делать больших прыжков в сторону кормы, чем в сторону носа, на том основании, что корабль быстро движется, хотя за то время, как вы будете в воздухе, пол под вами будет двигаться в сторону, противоположную вашему прыж-ку_ капли, как и ранее, будут падать в нижний сосуд, и ни одна не упадет ближе к корме, хотя, пока капля находится в воздухе, корабль пройдет много пядей _ И причина согласованности всех этих явлений заключается в том, что движение корабля обще всем находящимся на нем предметам.

Сагредо. - Действительно сидя в своей каюте, я спрашивал себя, движется корабль или стоит неподвижно; иногда, в задумчивости, я полагал, что корабль движется в одном направлении, тогда как движение его шло в противоположном [Галилей, 1948. С. 96-98, 101, 147].

Опираясь на приведенную цитату, сложно сказать, что думал Галилей о принципе относительности в том виде, как он предстанет перед нами уже у Ньютона, в рамках классической механики. Скорее всего, Галилей искал (и нашел!) аргументы в пользу независимости движения от вращения Земли, в отличие от точки зрения Аристотеля, опиравшегося на идею о неподвижной Земле. Принцип относительности как утверждение, что во всех «хороших» системах отсчета все механические процессы описываются одинаковым образом, - это, несомненно, изобретение Ньютона, который руководствовался уже не только физическими соображениями, но и соображениями строго математическими.

Необходимо отметить, что шаг к математизации физики был впервые предпринят именно Галилеем. Фактически он первым признал необходимость математизации физики, но несмотря на это, еще не овладел в достаточной степени математическим аппаратом, которого попросту не было. В полной мере идею математизации физики реализовал Ньютон. Однако, на наш взгляд, принцип относительности был принят «нерефлексивно», фактически в первой галилеевской трактовке, как утверждение об «одинаковости» законов физики в различных инерциальных системах отсчета. Впоследствии же, по-видимому на волне беспрецедентного успеха ньютоновской механики, принцип относительности надолго вошел в ядро наших теоретических представлений о фундаментальных характеристиках реальности, находя свое новое содержание в новых физических концепциях: фактически требование инвариантности законов физики стало абсолютным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Глобальные проблемы современности
...